Арт-терапия: рисуем, лепим, танцуем и играем, чтобы обрести душевное равновесие

Одно из популярнейших направлений в психологии и психотерапии на сегодняшний день — арт-терапия. Несмотря на то, что появилась она почти сто лет назад, сейчас она словно получила второе дыхание. Расширяются границы её функций: её активно применяют и в детских садах, и в колониях строгого режима. Если раньше работали преимущественно в рамках рисования, то теперь коррекция психоэмоционального состояния осуществляется посредством музыки, литературы, театра и других видов искусства. С их помощью на личность человека оказывается необходимое психологу влияние.

Что это такое

В буквальном смысле, исходя из этимологии слова, арт-терапия — это лечение искусством: «art» переводится с английского как «искусство», «θερᾰπεία» («терапия») с древнегреческого — «лечение». В психологии это одно из направлений, которое использует искусство и творчество для коррекции психоэмоционального состояния человека.

Есть пассивные методики, когда для гармонизации внутреннего мира и восстановления душевного равновесия достаточно созерцания со стороны. В таких случаях арт-терапевт, основываясь на личностных предпочтениях пациента, подбирает ему музыку для прослушивания, книги для прочтения, картины и фильмы для просмотра. Но чаще всего используются активные методы, когда сам человек начинает творить, выражая через это себя, свои собственные ощущения, чувства, переживания и комплексы.

Многим людям трудно напрямую говорить о том, что с ними происходит, — в силу закрытости характера, аутических склонностей, стеснительности, комплексов. Арт-терапия позволяет это сделать символически — посредством образов в искусстве. Гораздо проще взять лист бумаги и нарисовать на нём те чувства, которые не дают покоя, чем поделиться ими с кем-то в открытую.

Основное преимущество арт-терапии: с её помощью специалисты могут исследовать всю гамму человеческих чувств и эмоций (боль, обиду, подавленность, озабоченность, вину, радость, любовь). Каждый раз, когда человек рисует, сочиняет стихотворение, играет роль или лепит, он вкладывает в создаваемые образы своё внутреннее «я» со всеми его переживаниями и комплексами. В психоанализе это называется сублимацией.

Арт-терапевты обычно имеют не только диплом психотерапевта или психолога. Они проходят специальную медицинскую подготовку, несут за людей, обратившихся к ним, клиническую ответственность. Работают, опираясь на стандарты профессиональной деятельности и этические нормы. Их сфера деятельности — детские сады, школы, трудовые коллективы, дома престарелых, исправительные учреждения, клиники.

В ряде государств (Америке, Великобритания) арт-терапия — самостоятельная медицинская отрасль, а не ответвление в психотерапии.

Из истории

В начале XX века австрийский психолог, психоаналитик, невролог, психиатр Зигмунд Фрейд и швейцарский психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг независимо друг от друга пришли к выводу о том, что в любом конечном продукте творчества человека отражены не столько его жизненные принципы и взгляды, сколько его внутренний мир, переживания, эмоции и чувства. Фрейд писал о том, что это чуть ли не единственный выход того самого бессознательного, которое управляет личностью.

Основываясь на теоретическом материале двух мэтров, в 1938 году британский художник, писатель, педагог Эдриан Кит Грэм Хилл впервые испытал данную методику на практике. С помощью картин он лечил душу и тело пациентов туберкулёзного диспансера и получил на выходе отличные результаты. И термин «арт-терапия» ввёл именно он.

На основе его опыта в 40-е гг. XX века методика была успешно опробована на детях, которых удалось вывезти из фашистских концлагерей.

В 1969 году в США была учреждена Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая на сегодняшний день признана самой крупной и ведущей в этой области. Для сравнения: в России подобная ассоциация была создана лишь в 1997 году (её название звучит как «Национальная Ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики»).

Сейчас данное направление невероятно развито и применяется не только для коррекции психоэмоционального состояния человека, но и для лечения различных психических заболеваний.

Задачи

Основная цель арт-терапии — помочь человеку выразить себя посредством творчества, что обеспечит ему душевное равновесие и гармонию внутреннего мира. В ходе работы с каждой отдельной личностью также решаются различные задачи, исходя из конкретной ситуации.

Основные функции, которая выполняет арт-терапия:

  • установить доверительный контакт с пациентом (согласно статистике, на приёме у психолога или психотерапевта только 75% могут полностью раскрыть себя в беседе, а у арт-терапевта — 98%);
  • дать выход негативным чувствам и эмоциям, чтобы они не скапливались и не отравляли жизнь человека;
  • проанализировать их (откуда появились, почему не могли найти выхода до этого, насколько разрушительную работу они успели провести);
  • помочь пациенту в развитии саморефлексии, чтобы негатив больше не возвращался и не скапливался внутри;
  • научить его концентрироваться на собственных чувствах и эмоциях, а не загонять их внутрь и не бояться их;
  • раскрыть и развить творческие способности;
  • повысить самооценку;
  • облегчить основной курс психотерапевтического лечения или психологической коррекции (арт-терапия — всего лишь вспомогательный метод);
  • обеспечить специалистов материалами для психодиагностики (рисунки — один из самых популярных её инструментов).

Чтобы арт-терапия на все 100% выполняла возложенные на неё задачи, ей занимаются профессиональные специалисты, прошедшие особые курсы.

Показания

  • Проблемы развития эмоциональной сферы;
  • стрессовое или депрессивное состояния;
  • повышенная тревожность, панические атаки, фобии;
  • цереброастения (синдром хронической усталости + постоянно плохое настроение);
  • эмоционально неустойчивое расстройство личности;
  • чрезмерная импульсивность психических и эмоциональных реакций;
  • травма отвержения;
  • состояние полного одиночества и социальной изоляции;
  • межличностные конфликты, семейные проблемы;
  • неудовлетворенность собой и своей жизнью;
  • патологическая ревность, склонность к маниакальному поведению;
  • жертвы манипуляций;
  • отсутствие саморефлексии, негативная «Я-концепция», заниженная самооценка.

На практике же список показаний не исчерпывается только этими проблемами. Он активно расширяется за счёт психических заболеваний.

Виды

Существует несколько классификаций арт-терапии в зависимости от тех факторов, которые взяты за основу.

В зависимости от применяемых методов

Созерцательная

Если ситуация не слишком запущена (человек просто переживает из-за какого-то момента в своей жизни), могут быть предложены пассивные арт-терапевтические методики. Специалист подбирает пациенту тематические картины (пьесы, книги, музыкальные произведения — в зависимости от его предпочтений), предлагая внимательно изучить их. Это может происходить в присутствии арт-терапевта, а может быть домашним заданием (спокойная обстановка увеличивает эффективность применяемой техники).

После изучения проводится подробная беседа: что понравилось, что не понравилось, какие эмоции родились, каков смысл. В ходе такого анализа специалисту не трудно разобраться, что именно происходит с человеком и в каком направлении вести с ним дальнейшую работу.

Творческая

В более сложных случаях предлагается вызволить эмоции посредством активной творческой самореализации. В беседе не все могут высказать то, что происходит с ними внутри. Но через создание определённого творческого образа через негласные символы подсознание всё равно себя проявит. Данный вид терапии применяется чаще, чем созерцательная, так как считается более эффективным.

В зависимости от субъектов исследования

Индивидуальная

Если человеку свойственны такие черты характера, как аутизм, скрытость, замкнутость, ему трудно даётся общение и установление социальных контактов, с ним проводится индивидуальная терапия. Ему даётся определённое задание (нарисовать пейзаж, прочитать вслух монолог Гамлета, спеть песню), и результат разбирается исключительно наедине с арт-терапевтом.

Иногда в обсуждении даже нет смысла, так как продукт творчества говорит всё сам за себя. Если на рисунке у ребёнка нет папы, хотя в жизни он присутствует, проблема выявлена (конфликт с отцом налицо) и показывает специалисту, в каком направлении двигаться.

Групповая

Часто проводится арт-терапия сразу для нескольких человек. Во время занятий участники погружаются в особую атмосферу, свободно выражают свои чувства, занимаются спонтанным творчеством, создают арт-объекты, обсуждают их. Контролирует команду арт-терапевт. Его вмешательство может быть минимальным (организует пространство, озвучивает задание) или максимальным (направляет обсуждение в нужное русло, предлагает узкие темы, сам интерпретирует работы).

Группы могут быть сформированы свободно или по конкретным критериям (возраст, гендерная принадлежность, специальность, интересы в искусстве, диагноз).

Среди групповой арт-терапии на сегодняшний день особенно хорошо разработаны и широко применимы детская (в садах и школах), профессиональная (терапевт выезжает и работает с целым трудовым коллективом, если внутри него появились разногласия), семейная (на приём приходит вся семья для разрешения своих внутренних конфликтов).

В зависимости от сроков

Краткосрочная

Если человеку требуется поверхностная психологическая помощь (обрести уверенность в себе, познать смысл жизни, повысить самооценку), на курс терапии может уйти от 1 занятия до 3-4 недель.

Долгосрочная

Для человека с запущенными психологическими проблемами составляется арт-программа длиной от нескольких месяцев до нескольких лет.

В зависимости от искусства

Рисование

Выражение собственного «я» посредством иллюстраций. Преобладание тёмных оттенков свидетельствует о гнетущем состоянии. Отсутствие одного из членов семьи указывает на конфликт с ним. Присутствие чёткого лейтмотива во всех рисунках — навязчивые идеи. Интерпретаций у ИЗО-арт-терапевтов — большое количество.

Библиотерапия (художественная литература)

Лечение книгами. Одно из самых популярных и эффективных направлений здесь — сказкотерапия.

Музыкотерапия

Бывает рецептивной (роль пассивного слушателя), активной (самостоятельная игра на инструменте, пение) и интегративной (игры, пантомимы, театральные постановки под музыку). Выделяется несколько школ (шведская, американская, немецкая, швейцарская). Музыка для арт-терапии подбирается индивидуально.

Драматерапия

Помогает отвлечься, открыть себя на сцене, выпустить эмоции. Эффективна при психических расстройствах и социальной дезадаптации. Играя роль, человек живёт другой жизнью. Приходит осознание, что и в реальности он ничем не хуже своего героя и тоже может добиваться успеха. Выход на публику помогает преодолеть неуверенность в себе, комплексы.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)

Расширяет сферу осознания возможностей собственного тела, развивает доверие к себе, повышает самооценку, интегрирует движения, мысли и чувства, помогает преодолеть комплексы.

В особые группы выделяются:

  • клиническая ТДТ, которая используется как вспомогательная методика в курсах лечения (например, при исправлении дефектов речи или искривления позвоночника);
  • психотерапевтическая ТДТ, помогающая в преодолении серьёзных и глубоких проблем психики;
  • развивающая ТДТ, когда с помощью танца человек определяет своё новое место в жизни.

Куклотерапия

Коррекция психоэмоционального состояния через кукольный театр. Разработана психологами Медведевой и Шишовой. Субъектами выступают чаще всего дети. Куклотерапия устраняет у них болезненные переживания, укрепляет психическое здоровье, улучшает социальную адаптацию, развивает самосознание.

Чаще всего обыгрывается травмирующая для ребёнка ситуация с использованием персонажей, которые ему нравятся. Это могут быть герои мультфильмов, фильмов, марионетки, различные виды кукол — штоковые, пальчиковые, плоскостные, ростовые, варежковые. Некоторые относят данное направление к психодраме, другие — к игротерапии, третьи — к арт-терапии, четвёртые считают её отдельным методом.

Песочная арт-терапия

Человек, приходящий на курс песочной терапии, работает с деревянным неглубоким ящиком (50х70х8 см), в который насыпан песок. Отдельно ему предоставляются вода и миниатюрные керамические и стеклянные фигурки. Последние представляют собой образы из реального и фантастического мира. Они могут быть и страшными, и красивыми. Пациент с помощью такого подручного материала создаёт настоящие картины, продиктованные подсознанием.

Данное направление получило широкую популярность, благодаря тому, что доступно даже тем, кто не имеет способностей в рисовании, лепке, а также не имеет театральных или музыкальных талантов.

Глинотерапия

Арт-терапевты называют глину проводником к глубинам человеческого сознания. Она способна вывести на тот архитипический уровень, когда слова становятся не нужны, так как их полностью заменяют ассоциации, чувства, символы, ощущения, образы. Она вскрывает, отрабатывает и оставляет в прошлом имеющиеся проблемы. Занимаясь лепкой, неуверенные чувствуют себя творцами, упрямые и несговорчивые учатся быть более пластичными и уступчивыми, обиженные избавляются от неприятных воспоминаний.

Фототерапия

Лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем. Предлагается работа с уже готовыми снимками или создание оригинальных авторских. Она дополняется их обсуждением и творческой деятельностью (сочинением историй, иллюстрированием, коллажированием, инсталлированием, сценическим представлением, оформлением выставок).

Техники, методы, принципы

Принципы

Принцип субъектности: каждый пациент рассматривается не как пассивный реципиент, а как личность со своими взглядами, интересами и проблемами.

Принцип активности: его вовлечение в разные формы творческого самораскрытия.

Принцип партнёрства: арт-терапевт при создании творческого задания может корректировать его по желанию пациента.

Наглядно-чувственный принцип: использование аудиальных, визуальных, кинестетических средств самовыражения.

Принцип обратной связи: обсуждение созданного арт-объекта и самого процесса творчества.

Арт-терапевтические техники

В каждом ответвлении арт-терапии имеется множество собственных техник. В рисунке свои, в лепке свои. Однако в своей основе все они опираются на общеуниверсальные.

  1. Техника аватара — изобразить собственный внутренний мир. Задача — самопознание, увидеть себя со стороны.
  2. Образ цели — показать одну большую цель в жизни, которая перекрывает собой остальные мелкие задачи. Задача — увидеть смысл своего существования.
  3. Техника жизненного пути — продемонстрировать собственную жизнь как дорогу. Задача — понять, правильно ли был выбран путь.
  4. Техника свободы — не ставится никакая цель, пациент самостоятельно выбирает тему рисунка, скульптуры, постановки. Задача — выявить приоритеты.

Методы

Активное использование методов арт-терапии в психоэмоциональной коррекции зависит от выбранного направления. К ним относятся:

  • рисование;
  • лепка, ваяние;
  • оригами;
  • резка по дереву и камню;
  • писательство и сочинительство;
  • пение, игра на музыкальных инструментах, создание собственной музыки;
  • танцы;
  • сценки, театральные постановки, чтение по ролям;
  • фотография.

К методам также относится пассивное созерцание предметов искусства и их активное обсуждение.

Методики

Специалисты в своей работе опираются на следующие арт-терапевтические методики:

  1. «Мандала» — анализ цветовой гаммы рисунков пациента.
  2. Гештальт-терапевтическая методика — эксперименты с арт-объектами и реакция на них.
  3. Методика артсинтезтерапии (автор — Е. Белякова) — высвобождение переживаний.
  4. Психоанализ (Юнг) — анализ спонтанных и ведомых арт-объектов.
  5. Психодинамика (М. Наумбург) — искусство как форма символической речи.
  6. Гуманистическая методика (Ш. Бюлер) — изучение целостной личности, а не отдельных её подструктур.
  7. Экзистенциальная методика — во главу угла ставятся этические темы выбора и ответственности.

В арт-терапии также активно используются проективные методики, позволяющие увидеть не какое-то отдельное переживание человека, а его целостную личность:

  • методики структурирования: кляксы;
  • методики интерпретации: рисунок семьи, рисованный апперцептивный тест;
  • методики экспрессии: цветовой тест отношений, рисунок несуществующего животного, проективный рисунок человека;
  • методики дополнения: метод незаконченных предложений.

Чаще всего проективные методики используются в рисовании как отдельном направлении арт-терапии.

Программы

Для отдельных направлений арт-терапии и каких-то конкретных ситуаций существует своя программа. В ней подробно расписываются цели, задачи, упражнения, результаты. Обычно специалисты берут за основу уже готовые, авторские методики и корректируют их под конкретного пациента. Примеры подобных разработок:

  • «Арт-терапия в лечении психических расстройств и аддикций»
  • «Детско-подростковая и семейная арт-терапия»
  • «Арт-терапия в геронтологии и паллиативном уходе»
  • «Экологически-ориентированная и ландшафтная арт-терапия»
  • «Кросс-культурная и социальная арт-терапия»
  • «Фототерапия/видеотерапия и фото-арт-терапия/видео-арт-терапия»
  • «Песок, глина и иные пластические материалы в арт-терапии»

Возрастные особенности

Для дошкольников

Арт-терапия активно используется воспитателями и психологами в детском саду для всестороннего творческого развития каждого ребёнка и снятия социальных и психоэмоциональных барьеров при их наличии. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как они сами ещё напоминают чистый лист бумаги или пластилин, из которого можно слепить что угодно. Одни из самых эффективных направлений — сказкотерапия, глинотерапия и рисование.

Арт-терапия позволяет детям дошкольного возраста:

  • самореализоваться;
  • определиться с ведущим типом деятельности;
  • научиться выплёскивать свои эмоции;
  • работать в коллективе;
  • обнаруживать свои психологические проблемы;
  • подготовиться к школе.

Кроме того, с самого раннего возраста арт-терапия используется для детей с задержкой психического развития. У них наблюдаются нарушения практически всех сторон психической деятельности: памяти, речи, мышления, моторики, внимания, эмоций. Порой для них единственным способом выразить себя являются рисунки, поделки и танцы. Да, они далеки от шедевров, но именно такая самореализация помогает им хоть как-то социализироваться.

Для младших школьников

Коррекция методами арт-терапии поведенческих и эмоциональных аспектов продолжается и в начальной школе. Если ребёнок не усваивает школьную программу или не может найти контакт со сверстниками и учителями, обычные беседы с психологом не всегда дают результаты. В таких случаях предлагается использовать в работе с детьми этого возраста специфические методики:

  • «Мандала» (через цвета);
  • кляксы;
  • рисунки семьи, несуществующих животных, проективный рисунок человека;
  • метод незаконченных предложений;
  • сочинение сказок;
  • игра в школьном театре.

Арт-терапия помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к учебному процессу, снять напряжение и освободиться от страхов.

Для подростков

Арт-терапевтические методы активно используются в социальной работе с трудными подростками. Их девиантное поведение — не что иное, как нереализованный творческий потенциал, который в своё время не был направлен в нужное русло. Сделать это никогда не поздно, даже в пубертатный период. Часто посещение занятий и курсов у арт-терапевта помогает девушкам и юношам не только справиться с собственными комплексами, но и самоопределиться в жизни.

Для взрослых

Арт-терапия в отношении взрослых используется:

  • как метод коррекции эмоциональных состояний (освобождение от затяжной грусти, обиды, гнева, страха, стыда);
  • в качестве вспомогательной терапии психических расстройств (психозов и пограничных состояний);
  • для освобождения от зависимостей: патологических (аддикций), химических (алкоголизма и наркомании), нехимических (от Интернета, азартных игр).

Арт-терапия помогает взрослым обрести нового себя, прибрести уверенность, повысить самооценку, наладить межличностные отношения. После окончания курса люди становятся успешными в работе (наблюдается карьерный рост), создают новые или восстанавливают старые семьи, становятся социально активными.

Особое значение приобретает коррекция арт-терапией состояния женщин во время вынашивания ребёнка. Практически каждая испытывает страх перед неизведанным (родится ли малыш здоровым, как пройдут роды) и сомнения, сможет ли она стать хорошей матерью. Выход всем негативным эмоциям можно найти в рисовании, псаммотерапии, лепке, а попутно обсудить их со специалистом. Для этого организуются групповые занятия для беременных.

Также эффективными признаны арт-терапевтические курсы для женщин, которых бросил муж и которые пережили насилие в семье. Самореализация через творчество позволяет им снова обрести потерянный смысл в жизни, устранить проблемы с социальной адаптацией, повысить самооценку.

Для пожилых людей

Активно оказывается помощь и пожилым людям, имеющим физические, психические или социальные проблемы. Это касается и умирающих больных, которые знают о смертельном диагнозе и готовятся отойти в мир иной. Такие программы внедряются в терапевтические курсы в домах престарелых, больницах и хосписах.

Упражнения

Максимальную пользу арт-терапия приносит на занятиях со специалистом. Но при наличии не таких глубинных психоэмоциональных проблем некоторые упражнения и техники можно организовать самостоятельно.

Упражнения, методики и направления для детей:

  1. Купите ребёнку раскраски и отслеживайте цветовую гамму: тёмные оттенки свидетельствуют о наличии проблем.
  2. Рисование на произвольную тему выявит, что ребёнка волнует на данный момент.
  3. Пусть сочиняет сказки: они покажут, правильно ли он расставляет приоритеты между добром и злом.
  4. Танцы помогут примириться с собственным несовершенным телом и стать более уверенным в себе.
  5. Глинотерапия также поможет отслеживать настроение и появление каких-то проблем.

Упражнения для тренинга взрослых:

  1. Коррекция психоэмоционального состояния: нарисовать собственные эмоции, свою семью, свои проблемы, открытку, которую никогда не отправите, горы (радостные события) и долины (травмирующие ситуации).
  2. Релаксация: рисовать под любимую музыку, танцевать, сделать зентагль (коллаж из маленьких забавных рисунков).
  3. Обретение счастья: нарисовать счастье, создать выставку фотографий прекрасного, сшить мягкую игрушку, создать что-то креативное для дома.
  4. Освобождение от потерь и травм: создать мини-диораму из травмирующего события, вести творческий дневник, вылепить нечто эфемерное как символ боли и уничтожить его.

Арт-терапия — нетрадиционное, но перспективное направление в психологии и психотерапии. Как считают многие специалисты, именно за ним будущее данных наук.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий