Компьютерная игровая зависимость – как найти грань между увлеченностью и болезнью?

Аддиктивное поведение является серьезной психологической проблемой, способной значительно ухудшить качество жизни человека. Специалистам известны разнообразные формы аддикции, проявляющиеся нарушением самоконтроля, ухудшением социальных взаимодействий и эмоциональными расстройствами. Такой патологии подвержены все люди без исключения, поэтому необходимо обращать внимание на факторы риска.

В последнее время все чаще у детей, подростков и взрослых людей выявляется зависимость от компьютерных игр. Пациенты редко обращаются за психологической помощью, в результате чего болезнь прогрессирует. На поздних стадиях может потребоваться длительное лечение, включающее применение медикаментов.

Основные сведения

Зависимость от компьютерных игр — это форма аддикции, проявляющаяся патологическим пристрастием к сетевым и одиночным видеоиграм. Большинство психиатров рассматривает это заболевание в качестве самостоятельной формы игромании. При этом необходимо разделять зависимость от азартных игр и аддиктивное поведение, связанное с видеоиграми, поскольку эти патологии зачастую имеют разные признаки и осложнения. Пациент, страдающий от игровой зависимости, как можно больше времени проводит у компьютера. Иногда такое времяпровождение заменяет сон, гигиенические процедуры и прием пищи. Другие виды досуга не интересуют человека.

В психиатрии зависимостью называют патологическую потребность в чем-либо, будь то прием лекарственных средств, курение или игровое времяпровождение. Необходимо отличать аддикцию от здорового интереса. Так, при наличии зависимости человек не способен контролировать свое состояние из-за утраты способности к самокритике. Постепенно определенная деятельность заменяет все остальные формы досуга. Поздние стадии аддикции лишают больного возможности самостоятельно удовлетворять основные потребности. При этом аддиктивное поведение может быть закреплено на психологическом или физическом уровне. Физическая зависимость считается более сильной, поскольку в этом случае организм пациента также нуждается в определенной форме подкрепления.

Изучение болезни

Еще несколько лет назад врачи не рассматривали компьютерную зависимость в качестве самостоятельного заболевания. Считалось, что пристрастие к такой деятельности ничем не отличается от излишнего увлечения книгами или фильмами. Позже отношение специалистов к этому вопросу изменилось, поскольку регистрировалось все большее количество происшествий. Многие люди теряли связь с реальностью в ходе прохождения игр, из-за чего возникали серьезные осложнения, включая летальный исход от истощения. В первую очередь речь идет о пристрастии к сетевым играм. Виртуальная реальность становится единственным источником получения удовольствия, в результате чего человек не может оторваться от монитора.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила игровое расстройство в 11-й пересмотр классификации болезней. Это серьезный шаг, который в перспективе должен поспособствовать разработке новых стандартов диагностики и лечения компьютерной игромании. При этом многие серьезные организации до сих пор не признают самостоятельность этого недуга. Например, американская психиатрическая ассоциация считает зависимость от видеоигр патологической только в случае, если пациент пристрастился к азартным играм в онлайн-режиме. В такой ситуации компьютерная зависимость ничем не отличается от уже известной врачам лудомании (F63.0 по МКБ-10).

Споры в кругу ученых продолжаются, в то время как распространенность компьютерной игромании увеличивается. Этому заболеванию подвержены пациенты всех возрастов, однако чаще всего оно формируется у подростков и детей из-за низкого уровня самоконтроля. Влияние расстройства на психику в таком возрасте может быть катастрофическим. Осложнения включают неконтролируемую агрессию, снижение интеллекта, нарушение концентрации внимания и социальную изоляцию. При этом на поздних стадиях недуга больной уже способен признать патологическую природу своей одержимости без посторонней помощи.

Головной мозг и аддикция

Центральная нервная система, образованная головным и спинным мозгом, отвечает за высшую регуляцию организма. Мозг контролирует жизненно важные функции, сознание, двигательную активность и любые физиологические изменения. Интеллект, эмоции и другие когнитивные способности связаны с работой небольшого отдела головного мозга, называемого корой больших полушарий. В этой части сосредоточены нейроны, позволяющие человеку абстрактно мыслить и осознанно выполнять определенные действия. В частности, лобный отдел коры головного мозга отвечает за планирование будущих действий.

Нельзя сказать, что сознание неотделимо от других физиологических механизмов. Потребность в пище, сне и отдыхе влияет на функции высшей нервной системы. Головной мозг получает определенный сигнал, после чего сознание преобразует деятельность человека с целью удовлетворения возникшей потребности. Соответственно, физиологические изменения в значительной степени влияют на когнитивные способности. Только серьезные психологические нарушения могут заставить пациента долго отказываться от еды, сна или других базовых нужд.

Как уже было сказано, аддиктивное поведение может формироваться на психологическом или физическом уровне. Психологическая зависимость обусловлена сильным эмоциональным вовлечением в определенную деятельность. Физическая зависимость связана с изменением деятельности внутренних органов на фоне развития аддикции. В головном мозге возникает дисбаланс нейромедиаторов, ответственных за настроение и поведение. Отказ от пристрастия осложняется снижением настроения, апатией, раздражительностью и другими неприятными симптомами. Зачастую развивается комплексная форма аддиктивного поведения.

Причины возникновения

Игровая зависимость от компьютерных игр развивается в любом возрасте преимущественно на психологическом уровне. Ученые предполагают, что этиология этой болезни обусловлена нарушением работы системы вознаграждения (подкрепления). В норме этот психофизиологический механизм позволяют получать удовольствия в результате удовлетворения основных потребностей, вроде сексуальной жизни или приема пищи. Длительное пребывание в виртуальной реальности постепенно преобразует потребности, и у больного возникает постоянная необходимость в таком времяпровождении. При этом расстройстве потребность в питании и отдыхе не сравнима с удовольствием, получаемым от видеоигр.

Еще один механизм развития зависимости от компьютера связан со спецификой сетевых игр. Многие многопользовательские видеоигры имеют систему принуждения, заставляющую людей как можно больше проводить время онлайн ради повышения уровня и получения различных преимуществ перед другими игроками. Получаемое в виртуальной реальности вознаграждение закрепляется на психологическом уровне, из-за чего больной все больше времени тратит на компьютерную игру. Согласно исследованиям, физиологический механизм такой зависимости обусловлен усиленным выделением дофамина в головном мозге на фоне достижения успеха в видеоигре.

Другие механизмы:

  1. Отсутствие логической завершенности в сетевых играх. Человек начинает понимать, что игровой мир может жить без его участия, поэтому для достижения успеха необходимо проводить как можно больше времени в сети. Сначала пациент старается быстрее освободиться от различных дел ради видеоигры, однако по мере прогрессирования болезни потребность в повседневных нуждах снижается.
  2. Изменение гормонального фона у мужчин с возрастом. Результаты новых исследований показали, что высокий уровень тестостерона формирует предрасположенность к игровой аддикции. Компьютерные игры становится своеобразной «отдушиной», поскольку другие виды деятельности не удовлетворяют в полной мере. В этом случае игроманию можно постепенно устранить с помощью умеренной физической активности.
  3. Наличие других психических заболеваний. Это может быть обсессивно-компульсивный синдром, социофобия или невроз. Зависимость от компьютерных игр становится формой компенсации, позволяющей получать удовольствие в условиях постоянного воздействия стресса.

Точную причину формирования болезни у конкретного пациента редко удается установить. Специалист может только найти предпосылки к развитию такого недуга, связанные с личностными особенностями.

Факторы риска

Игровая зависимость от компьютерных игр зачастую связана с особенностями образа жизни пациента. Также факторы риска могут быть обусловлены личностными особенностями, качеством социальных взаимодействий и воспитанием.

Основные факторы риска:

  1. Наследственная предрасположенность к игромании и другим формам аддикции. Возможна передача генов, ответственных за нарушение биохимического равновесия в головном мозге. При этом у родственников страдающего может быть любая форма зависимости, так как по наследству передается только предрасположенность к такой форме поведения.
  2. Снижение качества социальной жизни, связанное с неустойчивой самооценкой и социофобией. Эти качества не позволяют получать удовольствие от общения и совместных видов досуга, в результате чего психика человека фокусируется на других видах деятельности. Достижения в видеоиграх компенсируют невозможность самореализации в социуме. Такой фактор риска обычно выявляется у взрослых пациентов.
  3. Хронический стресс, связанный с профессиональной деятельностью, социальными взаимодействиями, повседневной тревогой и другими факторами. В поисках средства облегчения стресса пациент обращает внимание на видеоигры, где можно полностью сфокусировать внимание на виртуальной реальности. Попытка отказа от такой деятельности усиливает проявления стресса.
  4. Психологическая травма — изменение психологического состояния на фоне травмирующего воздействия, вроде утраты близкого родственника или насилия. Пациенту требуется средство для ухода от реальности, коим и являются компьютерные игры.

В соответствии с обнаруженными факторами риска проводится профилактика компьютерной игровой зависимости.

Коморбидные состояния

У пациентов, страдающих от игровой аддикции, часто диагностируются другие психические заболевания. В этом случае зависимое поведение может быть частным проявлением первичного расстройства. Коморбидные состояния обычно имеют общие источники, связанные с различными факторами риска и психологическими механизмами.

Психические расстройства, при которых появляется аддикция:

  1. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). У людей, страдающих от такого заболевания, возникают навязчивые мысли, влияющие на поведение и когнитивные способности. Появляется потребность в выполнении определенных «ритуалов», облегчающих тревогу. Длительное игровое времяпровождение может быть формой компульсивного поведения. Игнорирование такой потребности становится причиной раздражительности, тревожности и нарушения самоконтроля.
  2. Социофобия. Характеризуется иррациональным страхом, возникающим во время социальных взаимодействий. Пациент предпочитает как можно больше времени проводить в одиночестве. Сетевая игра, предусматривающая общение, компенсирует недостаточность социальных взаимодействий.
  3. Тревожное расстройство личности. Тревогу могут провоцировать люди, различные события и виды деятельности. Человек стремится заполнить все свободное время «безопасным» видом времяпровождения. В этом случае игровая аддикция является формой избегающего поведения.
  4. Расстройства аутистического спектра. Патологии, характеризующиеся нарушением социальных взаимодействий, однообразными интересами и поведенческими изменениями. У детей, страдающих от аутизма, игровое времяпровождение может стать основным интересом.

Проявления болезни

Симптомы зависимости от компьютерных игр появляются не сразу. Симптоматике предшествует скрытый период, во время которого происходит закрепление нового механизма получения удовольствия. Вовлеченность в игровую деятельность постепенно усиливается. Пациент отстраняется от близких людей, старается быстрее избавиться от повседневных хлопот и отказывается от других видов досуга. Даже после длительного пребывания в виртуальной реальности он не может думать ни о чем другом. Ранее интересные виды времяпровождения уже не кажутся привлекательными. На этом этапе развития болезни снижается способность к самокритике.

Дополнительные симптомы:

  • раздражительность — пациент остро реагирует на любые неудачи во время игры (она появляется не только во время игры, но и во время работы, и выполнения повседневных задач, поскольку эти дела не позволяют полностью сфокусироваться на предмете зависимости);
  • нарушение восприятия времени, проводимого за игрой;
  • социальная изоляция, качество межличностных отношений ухудшается (в первую очередь этот симптом влияет на семейные отношения);
  • снижение базовых потребностей, вроде голода, либидо и сна (получение удовольствия от видеоигры становится приоритетным).

Все эти симптомы заметны для окружающих, но не для самого пациента. Обратиться к специалисту необходимо как можно раньше.

Осложнения

Заболевание неумолимо прогрессирует. На ранних стадиях расстройства возникают преимущественно психические нарушения, однако со временем могут появиться соматические недуги.

Распространенные негативные последствия:

  • истощение организма на фоне недостатка питания, сна и отдыха — больной забывает про естественные потребности в течение длительного времени, возможен летальный исход;
  • нарушение социализации — разрушаются семейные отношения, появляются межличностные конфликты;
  • утрата работы — на определенном этапе человек начинает пренебрегать профессиональными обязанностями, работоспособность значительно снижается;
  • эмоциональные расстройства: раздражительность, агрессивность и импульсивность (любые неудачи в игровой реальности вызывают избыточную эмоциональную реакцию, возможно суицидальное поведение).

Наиболее тяжелые негативные последствия обычно появляются в подростковом возрасте.

Диагностика

При обнаружении описанной симптоматики необходимо обратиться к психологу или психотерапевту. Основным этапом диагностики является беседа врача с пациентом, а также опрос родственников, поскольку близкие люди могут поведать о его привычках.

Дополнительные методы:

  1. Проведение опросов и тестов, позволяющих выявить признаки зависимого поведения, депрессии, тревожного расстройства или другого заболевания.
  2. Оценка когнитивных способностей. Аддикция может проявляться снижением интеллекта и памяти у детей.
  3. Обследование нервной системы для исключения признаков органической патологии головного мозга.

Качественная диагностика облегчает дальнейшую психологическую коррекцию.

Помощь

Лечение игровой зависимости от компьютерных игр проводится с помощью психотерапии и медикаментозной поддержки. В большинстве случаев достаточно психологической коррекции. На основе собранного анамнеза подбирается оптимальный способ лечения. Наиболее эффективной считается когнитивно-поведенческая терапия, в ходе которой больного обучают техникам подавления негативных мыслей и побуждений. При этом очень важно установление доверительных отношений между врачом и пациентом.

Семейная терапия играет важную роль в улучшении социальных взаимодействий. Близкие могут в мягкой форме контролировать человека. Рекомендуется избегать конфликтных ситуаций.

Медикаментозная терапия требуется при обнаружении других заболеваний, вроде депрессии или обсессивно-компульсивного синдрома. Назначается симптоматическое лечение антидепрессантами, седативными средствами. Сочетание медикаментозной терапии и психологической коррекции позволяет значительно ускорить выздоровление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий