Патологический игрок – это болезнь или привычка? Что говорит об этом современная психология и что предлагает психотерапия?

Игровая зависимость представляет собой частный случай психического расстройства, при котором аддикция возникает в отношении игровой деятельности. Как правило, азартной, связанной с выбросом адреналина и желанием получить конкретную выгоду в результате. Патология довольно давно считается полноценным заболеванием, имеет собственный код по МКБ-10 — F63.0.

Зависимость от азартных игр называется лудоманией. Встречается у взрослых людей. Вариантов, где человек играет, множество: это ставки на спорт в букмекерских конторах, онлайн-казино или реальные заведения и т. д. Существует и не полностью признанная, по крайней мере, пока, форма патологического процесса. Зависимость от компьютерных игр. Эта проблема присуща пациентам младшего возраста. Ожидается, что соответствующий диагноз будет внесен в классификатор МКБ-11. Состояние имеет свою специфику, но принципиально идентично.

Игровая зависимость требует медицинской помощи. В противном случае, не миновать опасных социальных последствий: потери денег, жилья, люмпенизации, опущения на «дно». С пациентами работают психотерапевты, при необходимости — психиатры, клинические психологи. Вопрос решается не быстро.

Причины зависимости

Игра в казино

Игромания — это не сиюминутно возникающая проблема. Как правило, в сомнительный азарт втягиваются люди с определенным складом личности и предрасположенностью к авантюрному поведению. Среди факторов классической игровой зависимости, можно выделить следующие моменты.

Воспитание

Играет едва ли не основную роль. Даже если человек в силу генетических особенностей и прочих факторов склонен играть, и может столкнуться с соблазнами в будущем, при правильном воспитании удается сгладить эти черты. Научить ребенка самоконтролю. Это сыграет основную роль в дальнейшем.  Основные проблемы, которые возникают у людей с игроманией — слабая воля, неумение сказать «нет», неумение управлять своими желаниями. Как правило, общая незрелость личности. Хотя бывают исключения.

Все эти негативные черты развивают родители и самые близкие люди, неправильное воспитание — основной фактор.

Особенности личности

Психотип, также прочие черты. Специальных исследований на эту тему не проводилось, однако можно предположить, что сангвиники, холерики более склонны к азартным играм в силу подвижности нервных процессов, склонности к риску и острым ощущениям. То же самое касается лиц с гипертимной акцентуацией, нарциссически настроенных личностей. Черты характера не могут быть непосредственной причиной. Они лишь предрасполагают к проблеме.

При грамотном воспитании, есть возможность искоренить пагубные черты. Но для этого должны стараться взрослые, что бывает сравнительно редко. Человек до определенного момента может и не подозревать о своей склонности к аддикции, зависимости.

Дурное окружение

Если пациент попадает в негативную среду, вполне вероятно, что он переймет из нее основные привычки и ценности. Шансы на такой исход зависят от возраста, чем младше, тем выше вероятность стать жертвой коллективного, «стадного» инстинкта. Также в зоне повышенного риска слабовольные лица, недостаточно социализированные люди, больные с шизоидным, нарциссическим расстройствами личности, синдромом Аспергера. Вариантов может быть множество.

Один из примеров — человек оказывается в тюрьме и начинает играть в карты. Пристрастившись, приобретает стойкую игровую зависимость. Если чудом удается избежать проблем в местах заключения, после выхода на волю желание приобщиться к азарту, но уже в новых, вольных условиях, никуда не девается.

Неправильное отношение к материальным ценностям

Приоритеты в жизни. Так называемый вещизм, утрированно — культ поклонения деньгам и материальным ценностям. Измерение всего деньгами. В том числе успешности в жизни, самореализации. Это приводит к неправильному пониманию роли денег. Их ставят на первое место. Такие пациенты ищут простого заработка и не найдя ничего лучше идут в казино или на специальные сайты, оставляя там все сбережения.

Зависть

Закономерное продолжение предыдущего момента. Не имея достаточного количества денег, человек ощущает себя ущербным. Стремиться восполнить этот мнимый недостаток и идет по самому простому пути. Результат понятен.

Психические расстройства

Лица с расстройствами психики на уровне пограничной патологии или неврозов более склонны к игромании чем прочие. Психотики приобщаются к азартным развлечениям куда реже, хотя встречается и такое. Чем интенсивнее нарушение, тем ниже вероятность проблемы. Грубо говоря, пациенту с выраженным неврозом или расстройством личности становится не до азарта. Основной контингент — люди с нормальной психикой или легкие невротики/пограничники.

Депрессия

Форма опасного психического расстройства. Стойкое нарушение настроения, снижение эмоционального фона. В легкой и средней степени, когда остаются силы что-то делать, больные пытаются компенсировать психический дискомфорт, эмоциональную боль и ощущение пустоты эрзац-продуктами. Таким искусственным заместителем может быть алкоголь, наркотик или казино. Принципиально они не отличаются.

Дурной пример родителей и близких людей

Здесь все очевидно: мать, отец или старшее поколение родственников, кто-либо из них постоянно играл. Причем на виду у ребенка, часто, регулярно. Подобный пример на уровне подсознания крепко садится в психике. В будущем такие особенности воспитания сказываются крайне негативно.

Отец и сын играют на компьютере

Важно иметь в виду, что речь не только о классических примерах с картами и пр. Азарт просыпается, в том числе при безобидных на первый взгляд развлечениях. Лото, монополия и прочие настольные игры могут стать толчком к развитию негативной, фатальной черты характера. Огромная проблема в том, что их не считают чем-то опасным и вовлекают, в том числе детей, что создает двойное вред.

Отсутствие близких социальных связей

Вывод о корреляции социального положения и склонности к лудомании сделали американские исследователи. Если у пациента нет семьи, близкого окружения, друзей и пр., он куда с большей вероятностью втянется в азартные развлечения. Потому как в этом случае нет фактора, который мог бы их остановить.

Также подобный подход может быть попыткой справиться с одиночеством, ощущением ненужности и брошенности. Часто патология развивается у тех, кто был подвержен остракизму социальными группами, отвержен. В качестве компенсирующего способа, бегства от реальности. Как вариант эскапизма.

Зависимости прочих форм

Есть связь между игровой зависимостью и алкоголизмом, наркоманией. Почему именно возникает такая странная корреляция точно не известно.

Часто речь идет о целой системе факторов и причин. Например, склонность плюс «благоприятно» сложившиеся обстоятельства. Человеку не привили нужных качеств в детстве, вдруг он теряет работу, волей случая натыкается на рекламу букмекерской конторы или казино. Что будет дальше — вполне понятно. Хотя нельзя давать стопроцентной гарантии столь негативного сценария. Таких случаев можно смоделировать сотни. И все они будут примерно равноценны и вполне реальны.

Речь шла о проблеме у взрослых. У детей и подростков расстройство имеет собственные специфические черты. Это игра не на деньги, а просиживание часами и днями у компьютера за любимой MMORPG. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении, что склонность долго сидеть за компьютером — это вариант игровой зависимости в младшие годы. Просто за невозможностью сходить в казино ребенок получает желаемые ощущения доступными ему методами.

Причины примерно те же, но есть и некоторые специфические моменты:

  1. Избыток свободного времени. Например, если ребенок не желает учиться или быстро делает уроки. Также ничем не увлекается. Остается много свободного времени, которое тратится впустую. В частности на компьютерные развлечения. С течением времени проблема становится все более заметной и серьезной.
  2. Проблемы со сверстниками. В основном у подростков. У младших школьников компьютер редко становится решением проблем в общении и социальном взаимодействии.
  3. Предвзятое отношение учителей. То же самое касается прочих проблем в школе. Компьютер — это метод сбежать от реальности. Так называемый эскапизм. Помимо, возможно бесплодное фантазирование, витание в облаках. Насколько разрушительный и опасный метод борьбы со стрессом выбирает пациент, зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Причины развития игровой зависимости связаны с особенностями характера, личности, воспитания, окружения и обстоятельств. В комплексе они создают благоприятные условия для развития патологического процесса.

Как проявляется зависимость: признаки патологического процесса

Есть несколько классификаций симптомов. Ключевой основан на американской методологии. У взрослых пациентов встречаются множественные проявления.

Отказ от ответственности

Люди в состоянии аддикции стремятся переложить ответственность на других. Особенно в вопросе финансов. Не стараются зарабатывать традиционными методами. Возможны проблемы с профессиональной реализацией. Пациент может занимать деньги, заведомо не желая отдавать их в будущем или ошибочно полагает, что способен погасить долг. То же самое касается и прочих ситуаций. Возможна продажа имущества в угоду собственной патологии. Существует риск потерять дом, все активы и остаться на улице. Если помощь не подоспеет вовремя.

Полное поглощение игрой

Все мысли больного заняты казино и прочими азартными развлечениями. Мысленно пациент возвращается в прошлое, проигрывает сценарий в голове, пытается понять, почему он проиграл и что сделать в будущем, чтобы такого не произошло. Или «смакует» приятный момент. Постепенно отрывается от реальности и становится полностью поглощен собственной патологией.

Отказ от обычной жизни

Пациенты с готовностью рвут все социальные связи, отказываются от работы, учебы, если это мешает придаваться азарту. Это явное указание на патологический процесс. Как правило, чем интенсивнее расстройство, тем вероятнее подобный сценарий.

Склонность к девиантному и даже преступному поведению

В запущенных случаях, чтобы получить средства для продолжения азартных развлечений, больной может совершать преступления против имущества. Грабить, мошенничать, красть, в редких случаях даже разбойничать и вредить здоровью, жизни людей. Вероятность преступного поведения растет по мере того, как прогрессирует патологический процесс.

Невозможность остановиться

Один из основных признаков игровой зависимости. Даже при проигрыше больной повышает ставки, до тех пор, пока не проиграет все. Не важно, как идет игра, важно, что при любом раскладе человек выходит из казино или уходит с сайта без копейки в кармане. Это отличает лудомана от здорового человека.

Склонность ко лжи

Готовность врать всем ради получения новых финансовых средств, ресурсов, чтобы продолжать. Встречается у всех без исключения больных.

Отрицание проблемы

Классический симптом любой зависимости. Зависимость от азартных игр сопровождается отрицанием: я не болен, я здоров, я всегда могу остановиться. Когда захочу — не буду играть. Это типичное проявления, по которому уже можно говорить о полноценном диагнозе. Симптом присутствует с ранних стадий патологического процесса.

В некоторых случаях больной пытается отказаться от пагубной привычки. Но безуспешно. Все повторяется и продолжается.

Беспокойство

Когда больной не может посетить казино или сайт. Ощущение тревоги, агрессивность, поведенческие нарушения и проблемы с настроением. Это очень похоже на симптомы абстиненции при алкогольной или наркотической зависимости. По сути — так оно и есть. Игровая зависимость — всего лишь другая форма получения наслаждения, гормонального «допинга». Точно так же у лудомана вырабатывается серотонин, дофамин, эндорфины. Если нет возможности получить новую «дозу», возникают психические отклонения, комплекс симптомов абстиненции.

В отечественной классификации есть еще два специфических признака:

  1. Постепенное снижение порога вхождения в игру. То есть зависимый готов играть везде и всегда. В то время как раньше это было проблемой, его посещали сомнения.
  2. Серьезное сужение круга интересов. Тоже постепенное.

Примечательно, что у детей симптомы те же самые. Но с некоторыми поправками на нематериальный характер развлечения. Деньги не задействованы. В остальном же разницы нет никакой.

Зависимость от игровых автоматов, онлайн-казино и прочего проявляется явно и соответствует всем критериям зависимости: поглощением, сужением круга интересов, полным диктатом того, к чему пристрастился больной, выраженной «ломкой» в периоды без любимой «игрушки». В этом аддикции очень похожи друг на друга.

Как обнаружить психическое нарушение

Диагностика представляет некоторые трудности, особенно на ранних стадиях. Болезнь имеет чисто психологическую основу. Она не проявляется органическими нарушениями, по крайней мере, на ранних стадиях. Как, например, алкоголизм.

Больной врет о своих занятиях, чтобы его не подловили. Причем обычно делает это крайне успешно и даже виртуозно. Как правило, родственники, если они вообще есть, узнают о проблеме поздно, когда патологический процесс уже развит до состояния полноценной аддикции.

Как и любая медицинская проблема, лудомания диагностируется под контролем специалиста. В этом случае участвует психотерапевт. На худой конец подойдет клинический психолог, хотя зачастую они не обладают достаточной компетенцией для работы со столь сложными случаями. Применяется группа способов обследования:

  • Устный опрос. Беседа

Специалист разговаривает с больным, ненавязчиво переводит разговор в нужное русло. Провоцирует зависимого. При грамотном подходе удается выявить искажения мышления. На начальных стадиях человек вполне может признаться, что не может остановиться сам. Это наиболее предпочтительный вариант. Поскольку решается сразу два вопроса: диагностика становится существенно легче, больной сам знает о своей проблеме. Потому его можно успешно мотивировать и лечить.

  • Общие тесты

Позволяют выявить когнитивные способности, сохранность умственных процессов. При запущенной зависимости больной становится рассеянным, раздражительным, хуже справляется с тестами, хотя формально интеллектуальные возможности сохранены.

Помимо общих, применяют еще и специализированные тесты. Например, широко применяется тест Такера. Он годится для диагностики классической лудомании или зависимости от компьютерных игр.

Включает в себя около 9 вопросов (отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев). Есть 4 варианта ответа: «никогда», «иногда», «часто», «всегда». Оценивают их от 0 до 3 баллов соответственно («никогда» — 0, «иногда» — 1, «часто» — 2, «всегда» — 3).

Вопросы к тесту Такера

Результаты суммируют и расшифровывают:

  • 0 баллов — проблемы нет;
  • до 8 баллов — присутствует легкая лудомания;
  • более 8 — проблема уже явная (чем больше сумма, тем серьезнее патологический процесс).

Есть много вариаций этого теста. В том числе для диагностики компьютерной зависимости у детей.

Диагностика требует динамического наблюдения. Также неплохо бы поговорить с родственниками, друзьями или близкими знакомыми. Больной редко может оценить собственное состояние адекватно. Потому нужно мнение со стороны. Того, кто хорошо знает пациента.

В некоторых случаях нужна не одна консультация, порой даже не одно тестирование, чтобы поставить диагноз.

Как только цель достигнута, можно начинать лечение.

Методики лечения и насколько они эффективны

Борьба с игровой зависимостью — задача не менее сложная, чем устранение алкогольной аддикции. Порой она куда труднее из-за неорганического происхождения.

Побороть зависимость самостоятельно страдающий не в силах. Как бы он не хотел этого. Хотя чаще всего и желания такого нет. Терапия ложится на плечи врачей. Вопрос решается по той же схеме, что и в остальных случаях. Основу составляют психотерапевтические методики. Медикаментозная коррекция проводится по показаниям. Среди основных способов терапии.

Мотивация больного. Начинать нужно именно с правильной мотивации. Если пациент не желает лечиться, не хочет вернуться к нормальной жизни, то никакого смысла в терапии нет. Поскольку очень быстро наступит срыв. Плюс большая часть коррекции — это самостоятельная проработка проблемы в свободно время, когда больной использует методики, которым его научили. Мотивировать должен специалист.

Далее, чтобы вылечить игровую зависимость, применяют кодирование. Кодирование от игровой зависимости психотерапевтическое. Мало чем отличается от такового при алкоголизме или наркомании. Суть та же самая. Посредством гипноза врач ненавязчиво внедряет в психику особые установки. Метод ненасильственный. В глубокий транс не помещают. Неискушенный человек может и не понять, что его гипнотизируют. Настолько поверхностное погружение. В зависимости от конкретной методики, нужно от 3 до 5-10 сеансов. Плюс-минус. После процедур, курса лечения наступает улучшение, но еще не избавление. Нужно работать дальше. Кодирования от игровой зависимости еще не достаточно.

Следом настает очередь психотерапии. Используют несколько ее разновидностей.

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Направлена на то, чтобы выявить паттерны поведения. То есть особенные реакции на те или иные раздражители. В частности, на игровые стимулы. Изменить отношение к ним и научиться справляться с желаниями, невольными порывами. В среднем, на освоение навыков уходит от 10 до 20 сеансов, каждый по 1-2 часа. Начинают с индивидуальной терапии. Затем переходят к групповым занятиям в малых коллективах по 3-5 человек, чтобы закрепить результат.
  • Личностная терапия. Задача ее более глубокая. Мало изучить паттерн поведения, нужно найти фундаментальный триггер. То есть то, что провоцирует и стимулирует играть снова и снова. Стресс, какая-либо непроработанная проблема. Задача личностной терапии — найти и устранить основной источник. Это эффективный метод лечения.

Чтобы избавиться от игровой зависимости, нужна психологическая помощь и поддержка. Эта задача решается силами клинического психолога. Также практикуют группы поддержки для игроков. В странах Европы и США первичная психологическая помощь и меры вторичной профилактики развиты куда лучше. В странах бывшего Союза эта практика только набирает обороты.

Бороться с игровой зависимостью можно и медикаментозными методами. Но это всего лишь вспомогательные меры, основная масса мероприятий чисто психотерапевтическая. Препараты назначают для восстановления эмоционального фона и настроения, психических процессов. Например:

  • седативные, слабые транквилизаторы — чтобы успокоиться;
  • снотворные — для нормализации сна.

По потребности назначают и прочие препараты. В том числе этиотропные. Например, если одним из факторов развития аддикции стала депрессия. Тогда не обойтись без нормотимиков, антидепрессантов.

Вопрос решает  специалист по психотерапии. На месте и только после полного обследования. Досконального изучения ситуации.

С детьми дело обстоит примерно так же. Используют базовые психотерапевтические методы. Чтобы отучить ребенка, также ограничивают доступ к компьютеру. Ставят всевозможные программы-блоки, урезают скорость интернета (чаще всего зависимость развивается именно от онлайн-игр, MMORPG).

Лечится ли игровая зависимость? Да, более чем. Но только при правильном подходе.

Прогнозы и последствия

Если терапия начата до того, как пациент потерял имущество или полностью погрузился в свою болезнь, прогнозы благоприятны. Многое зависит от врача, социального окружения, психотипа. Пациенты с запущенными формами лудомании нуждаются в стационарной помощи. Независимо от возраста. То же самое касается компьютерных игр. Хотя последнее в большей мере типично для развитых стран: США, Южной Кореи, частично Японии и др. Это обусловлено особенностями массовой и молодежной культуры.

При неоказании помощи, не миновать осложнений.

Если не бороться с лудоманией, последствия будут тяжелыми:

  • потеря денег;
  • разрыв социальных связей;
  • опущение на дно общества, люмпенизация — игрок вполне может стать бездомным, алкоголиком;
  • деградация личности, угасание интеллектуальных способностей.

У детей наиболее опасное последствие — это ограничение развития. Потеря умственных возможностей. Успеваемость в школе пострадает, как и общее развитие интеллекта, характера, личности в целом. Этого допускать нельзя.

Читайте также: Компьютерная игровая зависимость

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий