Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара. Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе. Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.
В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.
Причины
Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.
Семейные проблемы:
- развод родителей;
- постоянные ссоры, скандалы, драки;
- непонимание, отсутствие поддержки;
- недостаток внимания, любви, заботы;
- авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
- давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
- появление второго ребёнка — детская ревность;
- смерть кого-нибудь из семьи.
Трудности в школе:
- неспособность освоить школьный материал;
- чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
- синдром отличника;
- неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
- ситуации несправедливости;
- школьная дезадаптация;
- переход в новую школу.
Межличностные конфликты:
- буллинг;
- конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
- отсутствие друзей, одиночество;
- несчастная любовь;
- предательство близкого человека;
- сложности в заведении новых знакомств;
- социальная дезадаптация.
Внутреннее состояние:
- низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
- расстройства пищевого поведения;
- чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
- слишком болезненная реакция на всё происходящее;
- постоянное чувство вины за какой-то поступок;
- склонность к суициду;
- панические атаки, ночные кошмары;
- аутизм.
Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.
Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает. Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность. Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.
Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков. Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать. Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…
Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.
Симптомы
Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.
Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.
Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.
Со стороны психики:
- закрывается у себя в комнате;
- ни с кем не хочет общаться;
- большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
- не ходит гулять;
- хуже учится, чем раньше;
- отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
- плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
- становится неряшливым;
- не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).
У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.
Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.
Со стороны физиологии:
- потеря аппетита;
- головные боли;
- нарушения сна;
- похудение;
- гипотония;
- заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
- жалобы на боли в области сердца.
В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое. Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу. Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.
Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.
Классификация
Проблема
Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.
Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует. Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).
Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.
Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.
Классификации
Простые и сложные
Простые:
- меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
- тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
- адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
- апатическая — отсутствие стремления к деятельности.
Сложные:
- сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
- депрессия с бредом и галлюцинациями.
Эндогенные и экзогенные
Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).
Экзогенные — следствие внешних факторов.
По степени проявления
- Лёгкая;
- умеренная;
- тяжёлая.
По МКБ-10
Общая классификация:
- депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
- рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
- биполярная — резкая смена настроений;
- циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
- дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.
Классификация сугубо детских депрессий:
- тревожное расстройство, вызванное разлукой;
- фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
- социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
- расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
- другие эмоциональные расстройства;
- неуточнённые эмоциональные расстройства.
При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.
Возрастные особенности
У детей дошкольного возраста
- До 3 лет
Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.
- 4-5 лет
Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.
У детей школьного возраста
- 6-7 лет
Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.
- 8-9 лет
Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).
- 10-11 лет
Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.
- Подростки
Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее. Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства. Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.
Диагностика
При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:
- педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
- узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
- невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
- клинический психолог или психотерапевт.
В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:
- методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
- тест фрустрации Розенцвейга;
- опросник Бека;
- тест Зунга;
- диагностические критерии Смулевича;
- цветовой тест Люшера;
- CDI — шкала (опросник) Ковач.
Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.
Лечение
Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.
Медикаментозное лечение
При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:
- Адаптол;
- Тенотен;
- Флуоксетин;
- Сертралин;
- Пароксетин;
- Флувоксамин;
- Глицин;
- Деприм (с 12 лет);
- Ново-пассит (с 12 лет).
При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).
Психотерапия
Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:
- когнитивно-бихевиоральная терапия, использующая в лечении методы расслабления — дыхательные гимнастики, проективные техники, игротерапию;
- арт-терапия — абсолютно все её виды идеально подходят для лечения детской депрессии;
- телесно-ориентированная терапия устраняет мышечные зажимы;
- символдрама помогает в решении проблем, ставших причиной расстройства;
- семейная психотерапия восстанавливает гармонию между членами семьи.
Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.
В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).
Рекомендации родителям
Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?
- Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
- Чаще разговаривать по душам.
- Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
- Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
- Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
- Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
- Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
- Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
- Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
- Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.
Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу. Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением. Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.