Депрессия у детей: как вырвать ребёнка из тисков постоянного стресса и переживаний

Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара. Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе. Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.

В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.

Причины

Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.

Семейные проблемы:

  • развод родителей;
  • постоянные ссоры, скандалы, драки;
  • непонимание, отсутствие поддержки;
  • недостаток внимания, любви, заботы;
  • авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
  • давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
  • появление второго ребёнка — детская ревность;
  • смерть кого-нибудь из семьи.

Трудности в школе:

  • неспособность освоить школьный материал;
  • чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
  • синдром отличника;
  • неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
  • ситуации несправедливости;
  • школьная дезадаптация;
  • переход в новую школу.

Межличностные конфликты:

  • буллинг;
  • конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
  • отсутствие друзей, одиночество;
  • несчастная любовь;
  • предательство близкого человека;
  • сложности в заведении новых знакомств;
  • социальная дезадаптация.

Внутреннее состояние:

  • низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • слишком болезненная реакция на всё происходящее;
  • постоянное чувство вины за какой-то поступок;
  • склонность к суициду;
  • панические атаки, ночные кошмары;
  • аутизм.

Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.

Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает. Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность. Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков. Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать. Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…

Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.

Симптомы


Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.

Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.

Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.

Со стороны психики:

  • закрывается у себя в комнате;
  • ни с кем не хочет общаться;
  • большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
  • не ходит гулять;
  • хуже учится, чем раньше;
  • отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
  • плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
  • становится неряшливым;
  • не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).

У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.

Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.

Со стороны физиологии:

  • потеря аппетита;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • похудение;
  • гипотония;
  • заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
  • жалобы на боли в области сердца.

В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое. Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу. Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.

Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.

Классификация

Проблема

Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.

Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует. Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).

Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.

Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.

Классификации

Простые и сложные

Простые:

  • меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
  • тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
  • адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
  • апатическая — отсутствие стремления к деятельности.

Сложные:

  • сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
  • депрессия с бредом и галлюцинациями.

Эндогенные и экзогенные

Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).

Экзогенные — следствие внешних факторов.

По степени проявления

  • Лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая.

По МКБ-10

Общая классификация:

  • депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
  • рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
  • биполярная — резкая смена настроений;
  • циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
  • дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.

Классификация сугубо детских депрессий:

  • тревожное расстройство, вызванное разлукой;
  • фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
  • социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
  • расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
  • другие эмоциональные расстройства;
  • неуточнённые эмоциональные расстройства.

При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.

Возрастные особенности

У детей дошкольного возраста

  • До 3 лет

Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.

  • 4-5 лет

Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.

У детей школьного возраста

  • 6-7 лет

Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.

  • 8-9 лет

Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).


  • 10-11 лет

Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.

  • Подростки

Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее. Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства. Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.

Диагностика

При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:

  • педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
  • узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
  • невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
  • клинический психолог или психотерапевт.

В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:

  • методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
  • тест фрустрации Розенцвейга;
  • опросник Бека;
  • тест Зунга;
  • диагностические критерии Смулевича;
  • цветовой тест Люшера;
  • CDI — шкала (опросник) Ковач.

Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.

Лечение

Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.

Медикаментозное лечение

При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:

  • Адаптол;
  • Тенотен;
  • Флуоксетин;
  • Сертралин;
  • Пароксетин;
  • Флувоксамин;
  • Глицин;
  • Деприм (с 12 лет);
  • Ново-пассит (с 12 лет).

При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).

Психотерапия

Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:

Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.

В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).

Рекомендации родителям

Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?

  1. Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
  2. Чаще разговаривать по душам.
  3. Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
  4. Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
  5. Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
  6. Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
  7. Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
  8. Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
  9. Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
  10. Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.

Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу. Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением. Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий