Дислексия – кто научит читать и почему этот процесс нарушен?

Дислексия представляет собой нарушение процесса чтения. В отличие от более тяжелой алексии, когда человек в принципе не может читать, некоторые способности к восприятию текста на материальном носителе присутствуют. Нарушение развивается в ранние годы, еще до овладения навыками чтения, предрасположенность имеется с самого рождения.

Строго говоря, дислексия не считается ни самостоятельным заболеванием, ни психическим расстройством. Это, скорее, симптом, аномалия мнестического плана. Коррекцией патологии (говоря условно) занимается врач-логопед.

Выявить легкие формы не всегда представляется возможным на первый взгляд. Человек читает, даже воспроизводит прочитанное дословно или своими словами, однако обнаруживается бедность лексического строя, неточность семантического плана, когда заменяется смысл и прочие моменты. Отграничить состояние от недостаточного образования во взрослые годы непросто, требуется несколько консультаций.

Лечение систематическое, зависит от первопричины развившегося нарушения. Как правило, эффекта удается достичь в 80% случаев, остальные ситуации требуют более глубокой проработки. Неизлечимые формы дислексии встречаются крайне редко и имеют органическое происхождение. Связаны со структурными изменениями в головном мозге.

Краткие сведения о распространенности патологии и механизме ее развития

Согласно статистическим данным, расстройство встречается в той или иной форме почти у 3% населения планеты, возможно больше. Данные отличаются. Парадоксально, но основная часть лиц с описанным отклонением фиксируется в развитых странах: США, Канаде, Европейских странах. С чем это связано доподлинно неизвестно. Как предполагают исследователи, речь идет о высоком уровне информационного воздействия («интоксикации»), загрязненности информационной среды «шумом». Дислексия выступает своего рода защитным механизмом и имеет психологическое происхождение.

Мужчины страдают патологией чаще женщин. Соотношение составляет почти 5:1 соответственно. Манифестация в подавляющем большинстве случаев встречается у детей. У дошкольников обнаружить проблему сложно, если не невозможно. У школьников она становится очевидна в первый же год обучения. У взрослых дислексия формируется сравнительно редко. Причины в основном органические, от нейроинфекций до опухолей и травм.

Также статистика указывает на особенности воспитания, микроклимата в семье, эмоциональной близости ребенка — как факторы развития дислексии. Речь идет о сложном психофизиологическом комплексе.

Механизм формирования патологического процесса изучен недостаточно. Врачи говорят о нарушении высшей нервной деятельности. Чтение проходит несколько этапов: от визуального восприятия буквенных начертаний, синтеза их воедино, восприятия связей между буквами, идентификации звуковых особенностей до создания семантической связи в предложении, понимания смысла написанного в единстве. Это сложный процесс. Почему человек делает это за считанные секунды, даже не задумываясь? Психика способна к формированию так называемых автоматизмов. У детей с дислексией процесс на определенном этапе нарушается.

В зависимости от того, какой именно аспект нарушен, какая форма отклонения развилась, проводится коррекция. Способы и подходы строго индивидуальны.

Причины

Факторы развития патологии также не изучены до конца. Практики и теоретики (врачи, нейрофизиологи) выделяют две группы причин. Органические и психологические. Они встречаются изолированно и в системе.

Органические причины могут быть внутриутробными. При влиянии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды на организм роженицы, развиваются изменения в коре головного мозга. Не всегда они заметны с первого взгляда и очевидны.

Какие факторы оказывают губительное воздействие:

  1. Перенесенные инфекционные заболевания. Особенно вирусные: герпес, грипп, ОРВИ.
  2. Воздействие интенсивного ионизирующего излучения. Некоторые регионы планеты более опасны в этом отношении. Среди таковых, например, Ивановская, Брянская, Свердловская области в России, Киевская область на Украине и т. д. Проживание в таких местах ассоциировано с более высоким риском мутаций, дефектов у плода.
  3. Прием алкоголя, курение. Пагубные привычки критичны на любом этапе беременности.
  4. Стрессы, физические нагрузки.
  5. Нарушения гормонального фона, нескорректированные медикаментами.
  6. Тяжелый токсикоз.
  7. Поздняя первая беременность. После 25-30 лет. Считается опасным периодом в плане вероятности аномалий развития плода.

Большую роль играет гипоксия внутриутробного периода. Головной мозг плода, все ткани организма недополучают кислорода, что сказывается на их развитии. В критических случаях обнаруживается не стагнация и замедление развития, а гибель клеток и выраженные психические расстройства при рождении, слабоумие. Та же роль отводится аутоиммунным процессам. Когда организм матери атакует плод, принимая его за опасного вторженца.

После рождения основная роль отводится психологическим факторам. В первые несколько лет жизни — ребенок, его психика наиболее уязвимы для различного воздействия. Потому не должно быть разлучения с матерью. При периодическом «исчезновении» матери из жизни ребенка развивается так называемый госпитальный синдром. Дети, страдающие им, развиваются медленнее, хуже усваивают социальные нормы, имеют склонность к девиантному и даже преступному поведению в будущем, социопатии, психопатиям.

Другой вариант — педагогическая запущенность. Это результат недостаточного воспитания ребенка, его личностного развития, малого количества контактов со взрослыми, социальными институтами либо недостаточной интенсивностью такого воздействия. Встречается сравнительно часто, но не всегда приводит к дислексии. Зависит от личностных особенностей ребенка и его психики.

Согласно профильным исследованиям, большая роль отводится и наследственности. Это объясняет отсутствие четкой закономерности между психологическими факторами и развитием отклонения.

В то же время, дислексия чаще встречается у детей, растущих в неблагополучных семьях, где активно практикуется насилие, психическое и физическое, конфликты, потребление спиртного (не обязательно).

В поздние годы, у взрослых и подростков тяжесть обусловленности смещается в сторону органических расстройств, в основном структурных отклонений со стороны головного мозга. Вариантов много:

  1. Нейроинфекции. Менингит, энцефалит. Провоцируют деструкцию тканей, рубцевание, выпадение высших нервных функций. Вероятность развития расстройства зависит от локализации поражения.
  2. Инсульт. Едва ли не основной виновник. При поражении лобной, височной, особенно теменной долей развивается комплекс нарушений. Отклонение часто сочетается с дисграфией, невозможностью нормально говорить и формулировать мысли, когнитивными нарушениями. Возможность коррекции зависит от сроков начала реабилитации, обширности поражения церебральных структур.
  3. Опухоли головного мозга. Доброкачественные и злокачественные. Нарушение способностей к чтению обусловлено преимущественным поражением теменной доли. При раннем оперативном лечении и устранении провоцирующего фактора возможно полное восстановление функции.

Некоторые органические внемозговые заболевания также провоцируют отклонение косвенным путем. Сердечно-сосудистые болезни могут вызвать нарушение кровотока в головном мозге (среди таковых сердечная недостаточность, кардиомиопатии, перенесенный инфаркт, ишемическая болезнь), эндокринные патологии воздействуют на сосуды и провоцируют их стеноз (гиперкортицизм, также избыточная выработка гормонов щитовидной железы, гипофизарная дисфункция). А значит снижение качества трофики мозга.

Причины развития дислексии выявляются в обязательном порядке. В зависимости от результатов тщательной диагностики подбирается терапия. Эффективно сочетание способов (психотерапия, занятия с логопедом и др.).

Виды

Формы патологии подразделяются в зависимости от того, какая функция в восприятии письменного текста выпадает, какой аспект психического отклонения более выраженный.

  • Фонематическая

Сопровождается невозможностью адекватного восприятия отдельных звуковых, буквенных единиц. Проблема фундаментальная, на уровне понимания звуковой структуры слова, что сказывается и на устной речи пациента.

  • Семантическая

Пациент воспринимает отдельные слова, но не способен понять связь между ними. Потому предложения не складываются воедино и не имеют для такого человека никакого смысла.

  • Мнестическая

Нарушение высшей нервной деятельности. В этом случае страдает не восприятие, а интеллектуальная составляющая. Человек не способен соотнести написанную букву с конкретным звуком.

  • Оптическая

Полная невозможность восприятия начертания букв и знаков препинания. Человек не понимает, что он видит и не может распознать символы.

  • Тактильная

Она обнаруживается у пациентов с нарушениями зрения вплоть до полной слепоты. Частота у таких больных составляет от 3 до 7%, коррекции поддается относительно легко. Может обуславливаться адаптацией к новым условиям жизни.

Виды дислексии могут сочетаться. Классификация условная, потому как грани между видами не всегда такие четкие.

Симптомы расстройства

Признаки отклонения зависят от конкретной формы.

  1. Фонематическая разновидность сопровождается невозможность воспринимать буквенный и звуковой состав слов. Человек заменяет одни звуки на другие, похожие по звучанию: звонкие на глухие и т. д. Считается одной из наиболее сложных форм расстройства.
  2. Семантическая приводит к механическому чтению. Пациент читает написанное, но не понимает ни слова. Потому как связь между словами в предложении не осмысливается. Текст остается сухим набором символов и отдельных слов.
  3. Мнестическая сопровождается узнаванием букв и невозможностью сориентироваться, какой звук они обозначают. При этом проблема возникает не только в вербальном воспроизведении, но и в ментальном, внутренним голосом.
  4. Оптическая соответствует скорее алексии, полной невозможности читать. Отграничить их непросто.
  5. Тактильная обнаруживается при невозможности распознать написанное шрифтом Брайля.

Почти во всех случаях страдает не только восприятие письменной речи, но и вербальные способности. Лексический строй скудный, как и словарный запас. Человек путается при произнесении слов. Тяжесть и выраженность таких симптомов зависит от формы расстройства и причины такового.

Помимо, пациент испытывает массу сопутствующих симптомов. Вроде дезориентации, ощущения собственной ущербности, зацикленности на проблеме, чувства вины. Нередко развивается невроз, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром. Почти в 100% случаев страдает социальная сторона жизни, человек сокращает количество контактов, вплоть до преимущественной добровольной изоляции, что сказывается на проблеме и приводит к ее дальнейшему усугублению.

Симптомы специфические. При этом остальные сферы остаются нетронутыми, когнитивных и мнестических нарушений нет. Человек хорошо ориентируется в личности, выполняет мыслительные операции и т. д. Однако при наличии сопутствующих заболеваний, особенно тех, что и провоцируют расстройство процесса чтения, обнаруживаются прочие симптомы. Это относится в первую очередь к слабоумию. Клинические признаки фиксируются для дальнейшей оценки в рамках диагностики.

Как видят люди с дислексией?

Как и остальные с тем исключением, что печатный текст представляет сложности для восприятия.

Пути выявления

Диагностика не представляет больших сложностей при выявлении факта дислексии. Куда сложнее определить ее форму и причину развития.

Распознать расстройство можно с помощью специального опросника, который и использует доктор.

Кто ставит диагноз?

Диагностикой и лечением проблемы занимается логопед.

Задаются простейшие вопросы:

  • Умеет ли человек читать?
  • Насколько быстро читает, если умение присутствует?
  • Есть ли трудности с воспроизведением написанной информации, чтением вслух?
  • Приходится ли читать текст несколько раз, чтобы понять содержание? (в этом случае проблема может быть в недостаточной концентрации внимания или высокой сложностью читаемого текста, что вполне естественно).
  • Есть ли проблемы с письмом: пропуск букв, неправильное начертание символов?
  • Хорошо ли дается изучение иностранных языков, давалось ранее, в школьные годы?

Далее предлагается вслух, с выражением и соблюдением правил препинания прочесть короткий несложный текст. Опытный врач определяет проблемы практически сразу, но возможны варианты. Не всегда плохой навык чтения вслух говорит о диагнозе, возможно отсутствие опыта, в том числе читательского.

Тест на дислексию неприменим к детям. Для диагностики проводится устная беседа или предлагается прочесть небольшой фрагмент текста.

Как понять, что у тебя дислексия?

Самый очевидный ответ — есть трудности с чтением. Во всех остальных случаях рекомендуется обратиться к врачу для оценки состояния.

Лечение

Терапия проводится под контролем врача-логопеда. Суть лечения заключается в комплексном воздействии на проблемные качества мыслительного процесса. При этом можно скорректировать только психологические проблемы и только при сохранном интеллекте. В остальных случаях эффект будет неполный или его не будет вообще.

Начинают с простых мероприятий. Прочесть отдельную букву. Произнести ее вслух. Дальше — больше. Отдельные слова. Короткие словосочетания, предложения. Затем абзацы и так вплоть до целых текстов. Форсировать обучения категорически воспрещается, чтобы не было обратного эффекта. Сначала усваивается один навык. Только затем прививается новый. Они взаимосвязаны и не могут развиваться отдельно.

Некоторые практикуют метод Дейвиса. Это спорная методика, основанная на воображении и способности к образному мышлению.

Упражнения по устранению проблемы даются на дом, логопед контролирует усвоение навыков и корректирует направление терапии.

Коррекция дислексии возможна не всегда. Тяжелые структурные изменения головного мозга приведут к стойкому дефекту. Лечение может предполагать хирургическое вмешательство. Это косвенный метод, направленный на удаление опухоли, гематомы и пр.

Прогноз

В основном благоприятный. Коррекция возможна в 80-90% случаев. Длительность терапии составляет от 3 до 6 месяцев с периодичностью посещений логопеда 1 раз в неделю. Максимум 2.

Профилактика

Специфических методик как таковых нет. Рекомендуется начинать обучение детей чтению не ранее 4,5-5 лет, чтобы не спровоцировать обратного эффекта. Дома нужно поддерживать оптимальную эмоциональную атмосферу. Также рекомендуется своевременно лечить все возможные заболевания эндокринного, кардиологического профиля, сосудистые патологии. Профилактика не требует особых подходов. Достаточно придерживаться здравого смысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий