Ребенок растет, а неуклюжесть остается – вероятно это диспраксия! Нужно действовать своевременно!

Диспраксия — нарушения двигательной активности, в первую очередь ее координации у детей. Ребенок испытывает трудность с выполнением простых действий и часто ошибается. Нарушения сопровождаются эмоциональными переживаниями и чувством тревожности. Может диагностироваться у взрослых. Для постановки диагноза необходима консультация невролога, который отмечает неуклюжесть движений при нормальном мышечном тонусе. Лечение основывается на использовании лекарственных препаратов, улучшающих функцию нервной системы, и немедикаментозных подходах: кинезиотерапия, методы неинвазивной стимуляции, коррекционные упражнения и др.

Общая информация

Распространенность диспраксии не велика, чаще встречается у мальчиков. Больные испытывают трудности в общении, чтении, выполнении действий во время игр и повседневной деятельности.

Интеллектуальных отклонений не наблюдается. Однако в случаях, когда патология сочетается с органическим поражением головного мозга и расстройствами аутистического спектра, возможна умственная отсталость различной степени выраженности.

Заболевание также встречается у взрослых, но в меньшей степени. Неврологические расстройства в этом возрасте развиваются вследствие органических изменений в коре больших полушарий.

Подробнее о причинах развития

Возникновение диспраксии в детском возрасте связано с рядом причин. Важным фактором является наследственная предрасположенность. Существуют гены, изменения в которых приводят к неврологическим и двигательным нарушениям. Помимо того, врачи выделяют ряд состояний, которые повышают риск развития патологии:

  • недоношенность;
  • негативное влияние на развивающийся плод со стороны организма матери или окружающей среды;
  • повреждения центральной нервной системы во время родов или после них.

Указанные факторы создают предпосылку для развития неврологических нарушений, в том числе диспраксии. Однозначная причина возникновения патологии в детском возрасте неизвестна.

Нарушения координации и речи у взрослых связаны с вторичным поражением головного мозга — опухоли ЦНС, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.

Классификация

В зависимости от характера возникновения патологии в детском или во взрослом возрасте, все случаи болезни разделяют на первичные и вторичные. Для первичных форм характерно появление симптоматики без нарушения строения структур головного мозга. Если симптомы отмечаются на фоне заболеваний ЦНС, то врачи ставят диагноз вторичного поражения.


Для подбора лечения специалисты выделяют следующие виды диспраксии:

  1. Артикуляционная — нарушено звукопроизношение при сохранности целостности речевого аппарата. Ребенок не может выстроить слова в предложении в правильном порядке и плохо выражает свои мысли. Вербальная диспраксия характеризуется сопутствующими нарушениями процесса чтения.
  2. Моторная – характеризуется ошибками во время выполнения повседневных действий: завязывания шнурков, письма, приема пищи и др.
  3. Офтальмологическая — нарушения работы глазодвигательных мышц. Дети испытывают трудности во время чтения, так как вынуждены при движении по строчкам поворачивать голову, а не следить за словами взглядом.
  4. Идеативная – проявляется нарушением способности к выполнению повседневных и рутинных задач. Пациент не может подобрать правильный алгоритм действия для конкретной ситуации.
  5. Выразительная – основные изменения наблюдаются в эмоциональной сфере, неумении правильно выражать эмоции, что затрудняет общение с другими людьми. В ответ на улыбку, больной начинает хмуриться и др.
  6. Кинестетическая – связана с нарушением мелкой моторики.
  7. Деамбулаторная – проявляется затруднениями при смене характера движения. Например, ребенок длительное время не может остановиться после бега или прекратить писать.
  8. Конструктивная – связана с трудностями при ориентировке в пространстве.

У некоторых пациентов могут присутствовать несколько типов заболевания одновременно. Подобное состояние наблюдается при нарушении работы различных отделов головного мозга.

Клинические проявления

В клинической картине первичной диспраксии преобладают симптомы, развивающиеся в раннем возрасте. Больные не способны фиксировать взгляд на одном предмете. При этом отмечаются нарушения в циркадном ритме сон-бодрствование. На фоне двигательных нарушений замедляется физическое и моторное развитие: ребенок отстает от сверстников по росту, массе тела, пропорциям, поздно начинает ползать и ходить.

В дошкольном возрасте формируются нарушения осанки различной степени выраженности, боковое искривление позвоночника, ощущаются боли в области спины и др. Дети испытывают трудности в обучении. Возможно формирование дисграфии. Больные путают стороны и испытывают трудности в незнакомой обстановке, что связано с нарушениями ориентировки в пространстве.

Указанные симптомы приводят к повышенной раздражительности и трудностям в общении. В результате развивается тревожность и депрессивные расстройства. Ребенок предпочитает оставаться один, отдаляясь от коллектива в школе.

Клинические проявления во взрослом возрасте схожи. У пациентов нарушаются движения и речь. При этом часто выявляются симптомы первичного заболевания, например, параличи, нарушения чувствительности и др.

Особенности нарушения речи при артикуляционной диспраксии

Артикуляционная или оральная диспраксия — вариант патологии, при котором недоразвита речь. Заболевание возникает в результате нарушения тонуса артикуляционных мышц, приводящего к проблемам с усвоением и воспроизведением звуков. У детей с подобными нарушениями отличаются следующие симптомы:

  • сложные фонемы заменяются простыми;
  • в словах могут отсутствовать отдельные звуки;
  • слога в словах располагаются неправильно, а фонемы перемешиваются;
  • аграмматизм и нарушения в лексике различной степени выраженности;
  • больные плохо формируют сложные предложения и фразы.

Артикуляционная диспраксия отличается от моторной алалии и дизартрии, несмотря на то, что все три заболевания проявляются нарушениями речи.

В отличии от дизартрии, оральная диспраксия имеет следующие особенности:

  • знакомые, автоматизированные фонемы произносятся без ошибок;
  • количество и выраженность ошибок зависит от состояния пациента и окружающих условий (если человек испытывает страх или другие сильные эмоции, фонетика нарушается значительно);
  • пациенты при произношении звука стараются расположить части артикуляционного аппарата (губы, язык, небо) в правильную позу.

В отличии от моторной алалии, больные с диспраксией имеют следующие особенности:


  • лексикон развит достаточно и может немного отставать от возрастной нормы;
  • предложения и фразы построены грамматически правильно;
  • человек может оперировать словами, составлять стихотворения, пословицы и др.;
  • устное и письменное составление текстов не нарушено.

При одновременном возникновении диспраксии у детей с дизартрией или моторной алалией диагностика заболеваний существенно затруднена. У больных отмечаются выраженные дефекты во всех частях речи: грамматике, лексике и фонетике.

Диагностические мероприятия

Выявлением и коррекцией диспраксии занимается невролог, психиатр и логопед в зависимости от имеющихся у больного симптомов. Для диагностики заболевания проводят ряд общих тестов и различные методы обследования.

Врач просит ребенка с подозрением на диспраксию снять, а затем одеть верхнюю одежду, нарисовать любой предмет. Для оценки движения глаз, специалист медленно проводит перед ними ручкой или фонендоскопом — пациент следит за ними, не поворачивая головы. Для оценки развития речи подходит беседа на общие темы. При этом оценивается словарный запас, грамматика и правильность произношения звуков. Изучение мелкой моторики осуществляется с помощью сбора мозаики и др.

Клиническое обследование:

  1. Сбор анамнеза. Во время разговора с ребенком и родителями важно выявить возможные предрасполагающие факторы к развитию заболевания: внутриутробная патология, родовые травмы, органические поражения головного мозга в детстве и др.
  2. Клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи необходимы для выявления сопутствующих болезней и оценки общего состояния здоровья.
  3. При подозрениях на органические дефекты в структурах центральной нервной системы проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют оценить строение головного мозга и обнаружить отклонения.

Интерпретирует результаты исследований только врач. Попытки самостоятельной постановки диагноза с подбором лечения может стать причиной быстрого прогрессирования патологического состояния и развития осложнений.

Принципы терапии

Коррекционная работа при диспраксии основывается на комплексном использовании лечебных мероприятий.

Медикаментозное лечение

Применение медикаментов направлено на устранение причины патологии и снижение выраженности симптомов. При вторичных формах диспраксии подбирается соответствующее лечение — при нейроинфекции назначаются антибактериальные или противовирусные средства; при опухолях головного мозга – химио- и лучевая терапия.

В качестве лекарственных средств, влияющих на нервную систему, используются:

  • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.) — улучшают обменные процессы в нейронах и повышают их устойчивость к негативным воздействиям (при курсовом использовании препаратов улучшаются когнитивные навыки, в том числе моторные и речевые);
  • Актовегин и Церебролизин – улучшают кровоток в сосудах головного мозга, приводя к увеличению количества доставляемых питательных веществ и кислорода;
  • Таксифолин, Токоферол и другие антиоксиданты – защищают нервные клетки от неблагоприятных факторов.

Немедикаментозные методы

В логопедии и неврологии для устранения симптомов диспраксии активно используются немедикаментозные подходы. Положительный эффект наблюдается от лечебного массажа, лечебной физкультуры и плавания. Указанные воздействия нормализуют мышечный тонус и способствуют улучшению мелкой моторики.

При доступности в лечебном учреждении проводят электростимуляцию мышц, транскраниальную стимуляцию коры больших полушарий головного мозга, пассивную вестибулярную тренировку и другие методики кинезиотерапии. Процедуры обучают больного правильному двигательному стереотипу.


Упражнения для развития речи и моторики

Логопедические упражнения направлены на два основных аспекта речи:

  • повышение правильности произношения фонем и их сочетаний;
  • тренировка мышц, участвующих в процессе артикуляции.

Рекомендованы следующие задания:

  • упражнения на укрепление мышц языка: нужно свернуть его трубочкой, вытянуть вперед, сложить «чашечкой» и др.;
  • задание «гонка многоножек» — дети устраивают забег кистями рук по столу, соревнуясь друг с другом;
  • сбор самолетиков из бумаги и соревнования на дальность полета;
  • игра с пазлами;
  • повторение за специалистом определенной мимики с объяснением эмоций, которые для нее характерны;
  • «ходьба в шляпах» — ребенок кладет на голову небольшой груз (книга, подставка для пирамиды) и соревнуется с другими детьми по дальности ходьбы.

Специалисты выделяют несколько десятков упражнений для формирования правильной фонетики и моторики. Они проводятся вместе с логопедом или самостоятельно дома после обучения. Длительность коррекционных мероприятий зависит от выраженности симптомов. При незначительных нарушениях продолжительность занятий — 1-3 месяца. Если наблюдаются значительные дефекты речи и моторики требуется лечение в течение 6-12 месяцев под контролем специалиста.

Советы родителям

Может ли прогрессировать заболевание?

Симптомы диспраксии могут усиливаться. Для предупреждения этого, родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Упражнения в начале лечения должны быть легкими и доступными по уровню сложности. Его повышают постепенно по мере усвоения заданий.
  2. Все занятия, направленные на коррекцию нарушений, должны поощряться.
  3. При выполнении упражнений пациента не торопят.
  4. В начале лечения не следует заставлять ребенка выполнять задания. Он должен относиться к ним положительно для длительной терапии.
  5. Необходимо соблюдать режим отдыха и бодрствования, рекомендованная длительность сна – 8-9 часов с обязательным отдыхом в течение дня.
  6. Питание должно быть рациональным и сбалансированным.

При наличии в речи больного неправильных звуков, следует указывать ему на них и помогать в освоении фонетики. Без постоянной обратной связи эффективность коррекционных мероприятий низкая.

Прогноз

Прогноз при диспраксии благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции и не приводит к инвалидности. Эффективность терапии зависит от своевременности выявления нарушений. Если ребенок длительное время растет с нарушениями речи, это негативно влияет на его способность к обучению. Больные плохо осваивают чтение, письмо и отличаются низкой успеваемостью в школе. При выявлении болезни, важно определить, где учить детей с диагнозом диспраксия. Если у пациента наблюдается значительное отставание в навыках от сверстников, он может быть направлен в специализированное образовательное учреждение.

Диспраксия — заболевание, характеризующееся медленным освоением моторных навыков и речи. Патология нуждается в раннем выявлении и начале комплексного лечения с применением лекарственных препаратов, немедикаментозных методов и упражнений для коррекции нарушений. Говоря о том, в чем различия между апраксией и диспраксией, специалисты отмечают, что в первом случае двигательные навыки осваиваются крайне медленно и не в полной форме, что приводит к существенному снижению качества жизни пациента.

Читайте также: Дислексия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий