Дивергентное мышление: новый подход к решению старых задач. Что собой представляет эта парадигма умственной деятельности и можно ли развить необходимые навыки?

Мышление в психологии и нейрофизиологии рассматривается как процесс конкретного или абстрактного, отвлеченного отражения реальности в психике субъекта, через объективизацию вещей, явлений и связей между ними. Классический способ, известный как конвергентное мышление, полагается на четкие законы и рамки, которые используются, чтобы привить академический стиль умственной деятельности. Именно такой парадигме учат школьников, студентов в странах бывшего Союза. Единственный ли это способ отражать реальность и находить истину? Нет, не единственный и сравнительно неэффективный во многих случаях, что не учитывается при планировании решения определенных практических вопросов.

Дивергентное мышление — это принципиально иная парадигма умственной активности, основанная на творческом начале и способности к парадоксальному мышлению, многовариантности выводов и результатов процесса деятельности. Что это такое, если говорить простыми словами? Нужно рассматривать дивергентное мышление в связке с конвергентным.

Если конвергентное или типичное основано на способности к линейному процессу, то иное — на многовариантном подходе. Примеры просты. Есть конкретная задача. Конвергентное мышление предполагает использование уже готового алгоритма, одного из подходов, что были разработаны ранее. Потому как результат будет гарантирован и понятен. Что касается второго подхода, человек применяет принципиально новые методики, модифицирует алгоритмы или использует свои, созданные на основе опыта. При этом результаты могут быть самыми разными, но всегда достигается полезный эффект.

Современные академические методики постепенно отступают, основное место занимают синкретичные методы умственной активности, основанные на линейности и многовариантности. Научиться дивергентному мышлению можно в любом возрасте. При правильном подходе.

Структура

В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.

Объекты

Некие предметы, которые используются для дальнейшей мыслительной манипуляции над ними, для достижения определенных целей. Это далеко не всегда вещи в материальном смысле этого слова. Вполне может быть, что речь предельно крупных структурах, которые не могут быть «выделены в натуре». Дорога, дом, планета. Также понятия на стыке материального и абстрактного: общество, пр. А то и вовсе идеальные, нематериальные сущности. Последнее особенно типично для философского и научного знания: жизнь, смерть, любовь, свобода, вселенная, материя, прочие категории, не имеющие материального выражения.

Подходы

Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.

Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.

Идеи

В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.

Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:


  • объекты;
  • методы;
  • идеи;
  • строго заданные алгоритмы, шаблоны (их можно сочетать, но отступать от них — нельзя);
  • признаки объектов;
  • определение их функций.

Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.

Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.

Основные черты дивергентного мышления

Основные свойства названной методологии основаны на качествах интеллектуальной активности, присущих творческим людям, с развитой креативностью. Среди характеристик:

  • Способность к самостоятельному развитию и обучению

Важное свойство. Каждый раз при решении задачи человеком, его мозг накапливает опыт. В дальнейшем он используется в качестве отправной точки или материала для разрешения других задач. При накоплении некоей критической массы опыта в сочетании с развитыми когнитивными способностями, формируется интуиция. Подсознательное умозрительное явление, при котором человек уже примерно представляет, куда нужно двигаться для разрешения вопроса.

  • Высокая скорость

Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.

  • Способность к целеполаганию, систематизации мыслей, выбору наиболее верных

Большое количество мыслей для неподготовленного человека является значительной трудностью. Поскольку нужно из огромного роя сырого материала «выудить» идеи и методики, которые будут эффективны при решении конкретного вопроса. Подобное приходит с опытом и требует постоянной практики.

  • Оригинальность

Необходимо, чтобы решения были нетривиальными. Как правило, люди с дивергентным развитым мышлением способны необычным образом смотреть на уже привычные для всех вещи, находить им новые сферы применения и пр. Это важное свойство. Шаблоны, много раз использованные пути не относятся к дивергентному мышлению и являются продуктом академического «зомбирования». Хотя не всегда это плохо.

  • Гибкость и поливариантность

Способность быстро переключаться с мысли на мысль, использовать идеи из разных областей знаний, находить неявные связи между объектами и явлениями.

Парадоксально, но наиболее развито дивергентное мышление у детей. У дошкольников в особенности. Это результат работы богатого воображения, открытости, готовности учиться. Постепенно общество и его институты, в частности школа, высшее учебное заведение, угнетают это творческое начало, и человек начинает мыслить тривиально. Необходимо формировать навыки заново и «будить» те, что давно затихли и находятся в глубине подсознания.

Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода

Принципиальных отличий дивергентного мышления несколько:

  • Нелинейность

При работе с группой объектов и методов, такой индивид достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были выработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И никак иначе. Особенно хорошо заметны методы такой парадигмы в технической активности с творческим компонентом, программировании и пр. Создать программу можно разными способами, однако хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный по расходу ресурсов машины и конечному результату.

  • Отсутствие четкого набора действий

Алгоритм может быть взят за основу, либо же человек прорабатывает свой собственный путь достижения цели. Оба варианта имеют право на существование. Все зависит от конкретных задач и необходимого результата. При этом существует опора на знания, а не голые эксперименты. Программисты используют методы математики, теории графов как фундамент, но не применяют шаблоны, разрабатывают алгоритмы самостоятельно, под конкретные технические нужды. Или же повара. Знают технологию обработки продуктов, учитывают их сочетаемость. Далее работают по собственному разумению, чтобы добиться вкусовых качеств и прочих необходимых свойств.

  • Универсальность

Напряжение сил всего мозга (работает как правое, так и левое полушарие).

  • Оригинальность

Творческая составляющая.


Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.

Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать

Люди изначально рождаются с дивергентным типом мышления. Воображение, оригинальность и прочие качества присущи от природы. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны закладываются позже. Подобный метод угнетается, но у всех в разной мере. Потому и усилия, необходимые для нового подхода требуются неодинаковые. В деле развития дивергентного мышления используются различные методики. Наиболее эффективны следующие две:

  1. Поиск нестандартных связей. В качестве материала берут два объекта. Похожих или, что еще лучше, непохожих в принципе. Ботинок и корабль, человек и карандаш, прочие. В том числе самые абсурдные варианты. Далее нужно найти сходства между выбранными предметами.
  2. Разработка нестандартных методов использования привычных предметов. Нужно взять предмет. Скрепку, ложку, ручку. За минуту следует придумать как можно больше методов использования выбранного предмета. Это помогает развить творческую составляющую.

Есть и другие методики. Например, поиск ассоциаций. Алгоритм примерно тот же. Выбор конкретного предмета для размышлений. Поиск ассоциаций. С чем объект ассоциируется и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.

В день нужно выделять на это несложное занятие примерно 30-50 минут. Можно больше, если есть такая возможность.

В психологии предлагаются дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, нужно как можно больше применять новые методики к практическим задачам. Стремиться решить их несколькими путями. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет превалирующим и уже привычным.

Развитие необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективно проведение занятий в ранний подростковый период. Это позволит сохранить творческое начало и не утратить оригинальности мыслительной деятельности.

По мере готовности к более длительным занятиям, можно использовать целый комплекс упражнений:

  • Слова

Необходимо за одну минуту составить список слов, которые заканчиваются на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен подобный анализ на иностранных языках. Это задействует дополнительные ресурсы головного мозга. По мере прогресса, можно усложнять задачу. Чтобы слова заканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т. д.

  • Модификация метода

Представляет собой семантический анализ слова. Требуется из одного составить как можно больше. Время опять же ограничено.

  • Целеполагание

За основу берут уже конкретную ситуацию. Бытовую или профессиональную. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее разрешения. В течение 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной активности.

Хорошо помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и прочие. Они направлены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако же, могут применяться и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.

На вопрос как развить дивергентное мышление также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Изобразительным или же прочими видами, музыкой. Важно уделять занятиям каждый день определенное количество времени, не делая длинных перерывов в несколько дней и продолжительнее.

Работать над развитием можно вместе с психологом. По желанию.

Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления

Проверить степень развития необходимых навыков можно теми же самыми способами. Каких-либо специализированных тестов нет. Вопрос решается специалистами по психологии. Если говорить о самопроверке, необходимо нащупать начальную точку. То есть выполнить упражнения на время. Затем спустя неделю или больше повторить исследования и сверить результаты в числовом и временном выражении с тем, что было ранее. При условии систематических даже непродолжительных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.


Таким образом рекомендуется самостоятельно «диагностироваться» раз в две недели или месяц. По собственному желанию и усмотрению.

Факторы, тормозящие скорость и эффективность развития процессов умственной деятельности нелинейного типа

На эффективность и качество развития дивергентного мышления влияет множество факторов с самых ранних лет. Некоторые поддаются сознательному контролю, но не все и не всегда.

Психотип

Некоторые индивиды более склонны к сенситивности, творческому подходу, креативности. Это меланхолики, интроверты, представители шизоидной акцентуации. Чем больше присутствует качеств, дающих преимущество, тем легче добиться конечного результата. Требуется меньше усилий.

Воспитательные методы

При императивном подходе, когда ребенку задают жесткие критерии поведения и деятельности в стиле «делай так потому что я так сказал(а) или потому что так нужно», изначально снижается степень мотивации, угнетается инициатива. Это крайне негативно сказывается на развитии в целом. Делает человека безвольным и вялым. Справиться с этим в поздние годы будет сложно. Хотя и возможно.

Подходы к обучению

Современная школа, по крайней мере, в условиях бывшего Союза, не признает индивидуального подхода. Обучение проходит по шаблону. Задача заключается в стандартизации личности, нивелировании индивидуальных неповторимых качеств. Подгонке человека под жесткие критерии. Это не способствует мышлению в принципе. Либеральный подход, напротив, дает раскрыться творческому потенциалу.

Особенности окружения

Если человек находится в интеллектуальной среде, ему куда легче в нее вписаться за счет преемственности навыков, знаний, особенностей умственной активности.

Состояние здоровья

Некоторые психические заболевания делают развитие дивергентного мышления в принципе невозможным. Будь то тяжелые формы шизофрении, олигофрении и прочие. Напротив, ряд расстройств повышает потенциал. Депрессии, БАР и прочие.

Дивергентное и конвергентное мышление — две стороны одной медали. Человек не способен мыслить только так или иначе, обычно при развитом интеллекте и тренировках начинают работать оба метода. Это дает наилучшие результаты. Развивать умственные способности лучше с ранних школьных лет. В наиболее подходящем возрасте. Такой дуализм мышления позволяет добиться наилучших результатов практически в любой деятельности.

Другие типы мышления:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий