Гиперактивный ребёнок: когда вместо наказания нужна помощь специалиста

Эти дети почти в каждом коллективе — изгои и аутсайдеры. Ровесники не принимают их в свои игры, потому что те нарушают правила, дерутся и много кричат. Взрослые на них постоянно сердятся и ругаются, потому что они неуправляемы, непослушны, недисциплинированны и чересчур подвижны. В результате они абсолютно не приспособлены к жизни в обществе, у них масса внутренних комплексов из-за того, что они не такие, как все. Их легко увидеть в толпе: крутятся на одном месте, что-то бубнят себе под нос, нервно перебирают пальцами, то и дело пытаются куда-нибудь ускользнуть.

Именно таков типичный гиперактивный ребёнок — гроза всех воспитателей и учителей и большая проблема для родителей. Возможно ли ему помочь адаптироваться в социуме и стать успешным?

Что это такое

Для педагогов и родителей гиперактивный ребёнок — это прежде всего проблемный ребёнок, доставляющий массу трудностей в школе и дома. С точки зрения медицины, он страдает неврологическо-поведенческим расстройством. Данный диагноз ставится, если двигательная активность является чрезмерной, неадекватной, бесцельной, непродуктивной и трудно управляемой. Это почти всегда — признак неуравновешенной нервной системы.

К сожалению, многие взрослые не понимают, что гиперактивные дети не слушаются и так себя ведут не из вредности, а в силу своего заболевания. Это приводит к серьёзным ошибкам в воспитании и обучении, что существенно усугубляет ситуацию.

Причины

Обычно гиперактивность у детей является следствием серьёзных психических расстройств. Все они отражены в МКБ-10:

  • гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • гиперкинетическое расстройство поведения;
  • другие гиперкинетические расстройства.

Если рассматривать причины гиперактивности (а точнее — вышеперечисленных гиперкинетических расстройств) более подробно, к ним относятся:

  • экологически неблагоприятные условия проживания;
  • осложнённое течение беременности и родов;
  • несовместимость матери и плода;
  • тяжёлые заболевания в первый год жизни малыша;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга;
  • неправильное, недостаточное питание.

Вопрос о причинах детской гиперактивности в психотерапии остаётся открытым и спорным и по сей день.

Симптомы

В зависимости от индивидуальных психических особенностей, гиперактивность у ребёнка в каждом отдельном случае проявляется по-разному.

Общая симптоматика:

  • чрезмерно высокая активность по сравнению с другими детьми того же возраста и умственного развития;
  • нетерпеливость;
  • беспокойные, быстрые движения пальцами, кистями, стопами;
  • неусидчивость: сидя, постоянно крутится, вертится, ёрзает, извивается, вскакивает с места;
  • бесцельная двигательная активность: бегает, прыгает вокруг себя и окружающих людей и предметов, всюду лезет, карабкается на любые возвышенности;
  • шумность и высокая конфликтность в играх и разговорах;
  • постоянное движение;
  • болтливость.

Главные признаки гиперактивного расстройства с УО и стереотипиями — IQ ниже 50, нарушение внимания и стереотипные (повторяющиеся, навязчивые) движения.

Двигательные стереотипии:

  • прыжки;
  • методичное раскачивание тела;
  • ходьба на цыпочках;
  • быстрое перебирание пальцами;
  • гримасы, вытягивание губ трубочкой.

Двигательно-сенсорные стереотипии:

  • методичное постукивание по какой-нибудь поверхности руками или любыми предметами;
  • постукивание пальцами;
  • кружение вокруг себя;
  • надавливание на собственные глаза;
  • взгляд сквозь пальцы (в прямом смысле этого выражения);
  • прищуривание.

Действия с предметами:

  • пересыпание сыпучих веществ из одной ёмкости в другую (часто можно наблюдать в песочнице);
  • переливание воды;
  • откручивание/закручивание мелких деталей на игрушках.

Нужно понимать, что все вышеперечисленные проявления никак не связаны с возрастными кризисами, особенностями характера (вредностью или заносчивостью), не зависят от конкретной ситуации. Гиперактивный ребёнок ведёт себя так всегда.

Особенностью гиперактивности является тот факт, что её невозможно диагностировать у детей дошкольного возраста. До 6 лет её можно только заподозрить по отдельным возрастным проявлениям:

  • у ребёнка до года можно заметить нарушение координации движений и ритма крупной моторики;
  • у ребёнка 2-3 лет наблюдается задержка речевого развития, подмена слов жестами;
  • у детей 4-5 лет нарушена связь между зрением и движениями.

Начиная с 6 лет, у детей школьного возраста гиперактивность проявляется во всей своей красе: невооружённым глазом видны проблемы с поведением, общением, учёбой и в других сферах жизни.

Диагностика

Родителям и учителям зачастую бывает трудно понять, что ребёнок гиперактивный, а не просто педагогически запущенный или вредный в силу характера. Чтобы исключить ошибки, требуется особая диагностика, которая проводится в 4 этапа.

I этап — сбор субъективной информации

Кто проводит:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • невролог;
  • детский психолог;
  • детский психотерапевт.

Какие методы исследования используются:

  • опрос родителей о поведении ребёнка, об условиях его проживания, семье, особенностях течения беременности и родов;
  • изучение истории болезни для выяснения наследственной предрасположенности к гиперактивности;
  • внешний осмотр (размер зрачков, состояние кожных покровов, наличие чрезмерного потоотделения, вес);
  • наблюдение за поведением.

Результат: делаются предварительные предположения о причинах гиперактивности.

II этап — сбор объективной информации

Кто проводит:

  • детский психолог;
  • детский психотерапевт.

Основной метод исследования — психологические тесты, которые проводятся, начиная только с 6 лет:

  • «Раздели на группы» (Иванова, адаптация Доценко);
  • «Найди и вычеркни» (Доценко);
  • «Обведи контур» (исследование наглядно-действенного мышления);
  • «Домик» (Гуткина);
  • рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное» (исследование эмоциональной сферы);
  • методика «Лесенка» (Щур);
  • проба на реципрокную координацию (Лурия);
  • тест на концентрацию и устойчивость внимания (Пьерона-Рузера);
  • тест на концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания, выявление психомоторного темпа, волевую регуляцию, динамику работоспособности (Тулуз-Пьерона) и другие.

На самом деле психологических тестов, позволяющих диагностировать детскую гиперактивность, гораздо больше. Какие именно использовать при постановке диагноза, определяют специалисты. Обычно они ограничиваются 2-3 методиками.

Психологические тесты обрабатываются, и по их результатам делается предварительный вывод о наличии или отсутствии диагноза.

III этап — аппаратные исследования

Кем проводятся:

  • неврологами;
  • кардиологами;
  • ангио- и нейрохирургами.

Основной метод исследования — аппаратный:

  • электроэнцефалографическое исследование;
  • магнитно-резонансная томография.

Цель — оценить состояние головного мозга, выявить имеющиеся трансформации и патологии.

IV этап — дополнительные исследования

Так как у гиперактивных детей часто диагностируются различные соматические и неврологические расстройства, для уточнения окончательного диагноза и назначения лечения назначаются консультации узких детских специалистов:

  • эпилептолога;
  • офтальмолога;
  • отоларинголога;
  • эндокринолога и др.

Берутся общий и биохимический анализ крови. Нередко проводится консультация логопеда для выявления нарушений письменной речи.

Окончательный диагноз ставится по результатам, полученным на всех этапах диагностики.

Лечение

После подтверждения диагноза детская гиперактивность требует длительного курса лечения. Родителям нельзя пускать ситуацию на самотёк и ждать, что она сама собой разрешится без медицинского вмешательства. Тут нужна основательная коррекционная работа и медикаментозная терапия под постоянным наблюдением психотерапевта.

Медикаментозные препараты

Для того, чтобы нормализовать функционирование нервной системы и улучшить работу головного мозга, гиперактивному ребёнку назначают лечение успокаивающими лекарствами. Чаще всего это ноотропы и нейропротекторы:

  • нейропротектор Глиатилин (Глицин) восстанавливает нарушенные функции головного мозга, повышает когнитивные способности, улучшает концентрацию внимания;
  • ноотропный препарат Кортексин стимулирует метаболизм в тканях головного мозга, улучшает высшие психические функции;
  • Фенибут, Энцефабол улучшают мозговое кровообращение.

Седативные препараты:

  • Цитраль снижает внутричерепное давление, оказывает снотворное действие;
  • Анвифен снижает мышечный тонус, устраняет тревожный сон и бессонницу;
  • Пантогам снижает повышенную двигательную активность и мышечный тонус;
  • Тенотен (детский) избавляет от головных болей и снижает повышенную активность;
  • Баю-бай, Успокой-ка, Вечерняя сказка помогают быстрее успокоиться перед сном и заснуть;
  • Персен, Семакс, Пироцета улучшают концентрацию внимания;
  • трава пустырника;
  • валокордин, корвалол;
  • Ново-пассит;
  • чай Hipp снимает нервозность, плаксивость, излишнюю эмоциональность, нормализует сон;
  • Sanason Lek избавляет от тревожных состояний, панических страхов, бессонницы.

Данные препараты оказывают огромную помощь родителям, которым крайне сложно угомонить и уложить спать гиперактивного малыша.

Витаминные комплексы

В качестве дополнительной терапии к нейропротекторам, ноотропам и седативным препаратам прописываются витамины. Они играют важную роль в функционировании нервной системы:

  • ускоряют передачу нервных импульсов;
  • защищают клетки мозга от повреждений и разрушения;
  • нормализуют энергетический обмен;
  • помогают справляться с нагрузками (эмоциональными и умственными);
  • восстанавливают психоэмоциональное равновесие.

Поэтому гиперактивным детям просто необходимо дважды в год принимать полный курс поливитаминных препаратов. Что рекомендуют неврологи и психотерапевты при данном диагнозе:

  • Мульти-Табс Бэби;
  • Алфавит (Наш малыш, Детский сад);
  • ВитаМишки Immuno+;
  • Vitrum (Baby, Kids);
  • Pikovit (Пиковит);
  • Doppelherz Kinder;
  • Юнивит Кидс;
  • Супрадин Кидс.

Без назначений психотерапевтов ребёнку не стоит давать лекарственные препараты, так как они могут негативно отреагировать на них.

Народные средства

Лечение гиперактивных детей народными средствами должно быть максимально осторожным. Многие родители полагают, что натуральные растительные экстракты уберегут детский организм от чересчур химизированного состава аптечных лекарств. Однако фитопрепараты порой действуют слишком агрессивно и становятся источником сильнейших аллергических реакций. На приём любого из них требуется предварительное разрешение врача.

Сборы, экстракты, настои и отвары успокаивают, снимают тревожность, улучшают сон, активизируют память и внимание. Подобными свойствами обладают такие травы, как:

  • корни дягиля;
  • шишки хмеля;
  • зверобой;
  • лаванда;
  • сбор из шиповника, мелиссы, тысячелистника, мяты, ромашки, валерианы, зверобоя, хмельных шишек и корней дягиля;
  • сбор из мяты, мелиссы, зверобоя, лаванды, валерианы.

Вышеперечисленные травы рекомендуется давать в виде настоев и отваров для употребления внутрь. Есть и такие растительные экстракты, на основе которых готовятся успокаивающие и расслабляющие ванны перед сном. Они помогают уложить ребёнка спать. Что можно использовать с этой целью:

  • сбор из ивовой коры, ягод можжевельника, корней аира;
  • хвойный экстракт;
  • сбор из душицы, мяты, календулы.

Как вариант — приготовить успокаивающую ванну с морской солью и эфирными маслами лаванды и мяты. По окончании такой процедуры обязательно ополаскивание под чистым тёплым душем.

Психотерапия

Поведенческая психотерапия

Направлена на изменение поведения. Используемые техники: поощрение желательного поведения и неприятие нежелательного. Происходит наглядная фиксация результатов (например, с помощью ярких смайликов), чтобы маленький пациент видел и контролировал свой прогресс. Результат — приобретение навыков организовывать свой день, планировать действия, отвечать за поступки, выбирать степень активности, понимать смысл обязанностей.

Подробнее о методике…

Игровая психотерапия

Одна из самых эффективных методик для коррекции детской гиперактивности. Основное преимущество — создание комфортных условий для самого малыша. Отлично снимает напряжение, избавляет от агрессии и переживаний. В процессе игры психотерапевт видит скрытые проблемы и профессионально работает над и постепенным устранением. Во время сеансов используются разные игрушки: куклы, машинки, кубики, конструкторы, солдатики, мячики. Структурированная игротерапия направлена на устранение социальных конфликтов и агрессии по отношению к окружающим. Освобождающая — на борьбу с негативными эмоциями. Поведенческая — на освоение элементарных правил поведения в обществе.

Подробнее…

Семейная психотерапия

Гиперактивный ребёнок представляет собой большую проблему для родителей. Испытывая трудности в его воспитании, они начинают винить себя, что они плохие, что-то делают не так. Это приводит к депрессивным состояниям и разводам. Нередко они теряют контроль над собой, жестоко наказывая (в том числе физически) и унижая малыша. Это лишь усугубляет ситуацию. Семейная психотерапия налаживает отношения между членами семьи, учит находить точки взаимодействия, избавляет от накопившихся обид, возвращает утраченное доверие. Специалист подробно объясняет, что делать родителям в той или иной ситуации, как находить компромиссы.

Подробнее…

Символдрама

Если удастся найти хорошего специалиста, который имеет большой опыт работы не только в символдраме, но и в коррекции детской гиперактивности, можно решить большое количество проблем. Когда ребёнок вводится в расслабленное состояние, психотерапевт через различные образы внушает ему правила поведения в обществе, которые откладываются в подсознании малыша.

Подробнее…

Песочная терапия

Отлично снимает напряжение и успокаивает даже самых гиперактивных. Маленьким можно предложить простейшие игры: отыскать зарытую в песке игрушку, пересыпать песок из одного ведёрка в другое и т. д. Более старшие могут создавать из песка целые картины. Заменить материал могут гречка, рис или горох.

Индивидуальная психотерапия

Индивидуальные сеансы могут проводиться в самых разных направлениях: гештальт-подход, психоанализ, экзистенциализм, символдрама, арт-терапия. Все они направлены на то, чтобы вселить в гиперактивного ребёнка уверенность в своих силах и возможностях, раскрыть творческий потенциал и способности, научить выстраивать межличностные отношения.

Групповая психотерапия

Направлена на социальную адаптацию гиперактивных детей. Так как они чаще всего испытывают трудности в общении и с ровесниками, и со взрослыми, работа в группах научит их элементарным правилам поведения. Но здесь есть свои подводные камни. Если в группе будут заниматься только гиперактивные детки, они быстро перенимают любые отклонения в поведении. А если такой ребёнок окажется среди здоровых, скорее всего, он будет изгоем, и такие сеансы потеряют эффективность.

Советы родителям

Труднее всех приходится родителям, которые хотят, но не знают, как помочь гиперактивному ребёнку и что делать, когда его поведение выходит из-под контроля.

Как воспитывать

  1. Избегать завышенных требований.
  2. Чаще хвалить за любые успехи, достижения, соблюдение правил и норм поведения.
  3. Создавать ситуации успеха, в которых будут проявляться его сильные стороны.
  4. Не ломать его, насильно заставляя что-то делать. Добиваться всего только лаской и добротой.
  5. Читать обучающие и развивающие сказки, анализировать их, делать вместе выводы о том, что хорошо, а что плохо. Вспоминать ситуации из книг в жизни, применять их на практике.
  6. Не лишать общения со сверстниками, но постоянно быть начеку и контролировать этот процесс, вовремя вмешиваясь и предупреждая конфликты.
  7. Постоянно взаимодействовать с ребёнком, а не избегать его. Ходить вместе гулять, разговаривать по душам, доверять ему.
  8. Домашнее и школьное воспитание должны идти в одном русле. Родителям нужно быть в постоянном контакте с учителем.

Как себя вести

  1. Не кричать, не повышать голос.
  2. Оставаться абсолютно спокойными, набраться терпения. Повторять своё требование до тех пор, пока он его не выполнит.
  3. Не спорить, не вступать в конфликт. В любой ситуации стараться находить компромисс.
  4. Не обращать внимания на негативные поступки. Уметь их игнорировать.

Как успокоить

Родители и учителя знают, как нелегко справиться с ребёнком, который постоянно находится в движении, не слушается и залезает туда, куда не надо. Советы психолога — в помощь в подобных ситуациях.

Часто родители находятся в абсолютной растерянности, как общаться с ребёнком, если он не реагирует на замечания. В первую очередь нужно привлечь его внимание. Можно громко охнуть, округлить глаза, схватиться за голову — одним словом, изобразить страх, панику, ужас, удивление. Когда непоседа с недоумением остановится перед вами и спросит, что случилось, необходимо включить фантазию и создать надуманную ситуацию. Например:

  • вы забыли счёт от 1 до 20 — попросите его напомнить;
  • вы не знаете, какие звуки произносят животные (кошка, корова, собака) — он должен по очереди воспроизвести их;
  • если не убрать игрушки в комнате, из магазинов исчезнет весь запас мороженого, так что надо срочно всё расставить по своим местам.

В таких ситуациях хорошо срабатывает метод якорения из НЛП. С малышом нужно договориться заранее о каком-то сигнале, который должен призывать к определённому действию. Например, он может быть роботом, на носу у которого есть кнопка отключения. Как только взрослый на неё нажимает — робот больше не может двигаться. В моменты, когда поведение становится неуправляемым, это отлично срабатывает. Таких игр-якорей можно найти или придумать самостоятельно довольно много.

Подобные рекомендации родителям гиперактивных детей дают на консультациях детские и семейные психотерапевты.

Дидактические материалы

Коррекцинно-развивающие упражнения и игры для гиперактивных детей развивают память, снимают мышечное и эмоциональное напряжение, вырабатывают навыки самоуправления и общения. Основные требования к их организации:

  • поэтапность: сначала проводить игры только на внимание, затем — на память и т. д.;
  • в игре может участвовать любое количество людей;
  • нельзя давать малышу переутомляться, нужно уметь вовремя переключать внимание на что-то другое;
  • контроль со стороны взрослого должен быть постоянным.

Для дошкольников (профилактика)

Раз, два, три — говори!

Взрослый задаёт простейшие вопросы (Как тебя зовут? Какого цвета солнце? Какое животное мяукает?). Отвечать на них можно только после того, как будет произнесена команда: «Раз, два, три — говори!».

Снеговик

Задача — изобразить снеговика: развести руки в стороны, надуть щёки, напрячь всё тело. Ведущий играет роль солнца: ходит вокруг снеговика, гладит его и обнимает. От этого тот тает: постепенно расслабляется, медленно опускаясь на пол. Игра хорошо снимает мышечные зажимы.

Шарик

Задача — изобразить воздушный шарик. Ведущий играет роль насоса: делает вид, что он накачивает шарик воздухом. От этого тот «раздувается». Затем взрослый неожиданно громко хлопает в ладоши, и шарик резко «сдувается».

Для гиперактивных дошкольников полезными также окажутся такие игры и упражнения, как «Это лишнее», «Лови — не лови», «Найди отличия», «Дрессированная муха», «Дотронься до цвета/предмета».

Для младших школьников

Волшебный клубок

Упражнение для тренировки саморегуляции. Задача — медленно наматывать на руку клубок ярких ниток и чувствовать, как тебя наполняет спокойствие и умиротворение. Задание считается выполненным, когда прекращаются навязчивые движения и становится возможным усидеть на одном месте в течение нескольких минут.

Художники

Для игры потребуется несколько участников. Взрослый рисует на большом полотне или доске произвольные линии. Каждый подходит и дорисовывает что-то своё. Все при этом должны помнить основную задачу — в итоге должна получиться законченная картина. Смысл в том, что гиперактивному ребёнку будет чрезвычайно сложно усидеть на месте и спокойно дожидаться своей очереди.

Кричу — шепчу — молчу

Отличное упражнение для выработки навыка дисциплины. У взрослого — три кнопки ладони, вырезанных из разноцветного картона. Если он поднимает красную, все могут бегать, шуметь, кричать. Если жёлтую — все замедляют скорость и снижают громкость голоса. Если синюю — все замирают на месте и молчат.

Гиперактивным младшим школьникам также полезно предлагать такие игры и упражнения, как «Слушай хлопки», «Волны», «Шалтай-Болтай», «Давайте поздороваемся», «Сиамские близнецы», «Игры за партами», «Разговор с руками».

Последствия

Родители переживают и задаются вопросом, проходит ли гиперактивность у детей с возрастом. Это индивидуально. В большинстве случаев она снижается. Однако трудностей не становится меньше, потому что последствия неспокойного детства могут аукаться всю жизнь.

Трудности в учёбе

Гиперактивному ребёнку трудно высидеть 40 минут урока и концентрировать внимание на учебном материале. В результате многое он не усваивает, не успевая выполнять задания. В начальной школе он дольше ровесников осваивает чтение, письмо и правописание. Поэтому ходит в вечных троечниках, его с трудом переводят из класса в класс. Несмотря на нормальные умственные способности, из-за такого систематического упущения школьного материала он не может добиться успехов в учёбе. Даже если в подростковом возрасте гиперактивность постепенно сойдёт на нет, пробелы в знаниях будут слишком значительны, чтобы подтянуться и догнать сверстников.

Троечный аттестат, плохие результаты экзаменов не позволяют поступить в ВУЗ. Выбор профессий и учебных заведений существенно ограничивается. Последствия такого положения дел всем известны: проблемы с трудоустройством, низкий социальный уровень жизни, финансовая нестабильность.

Трудности в общении

Со сверстниками

Поведение гиперактивных детей трудно переносить. Ровесники с ними не дружат и не берут в свою компанию, потому что они постоянно нарушают правила игры, кричат, затевают ссоры, часто провоцируют драки. Результат — социальная изоляция, одиночество, отсутствие постоянных друзей. Как правило, они с детства учатся играть и разговаривать сами с собой, что относится к одному из расстройств личности и поведения.

Со взрослыми

Взрослые тоже не горят желанием уделять им достаточно внимания, потому что они не слушаются. В итоге нарушается связка «взрослый — ребёнок», нет ощущения дистанции и доверия. В будущем это чревато замкнутостью и агрессией.

Социальная дезадаптация приводит к тому, что в подростковом возрасте гиперактивные дети становятся членами неформальных группировок. Так как у них никогда не было близких друзей, они готовы довериться первому встречному, который скажет им ласковое слово. К сожалению, этим пользуются распространители наркотиков, сектанты, скинхеды и пр.

Если дети с гиперактивностью получили в своё время достаточное количество внимания от родителей и им была оказана психотерапевтическая помощь, они вполне могут стать успешными в будущем. Но чаще всего у взрослых просто не хватает терпения, чтобы вести их с 1 класса вплоть до подросткового возраста. В таком случае чаще всего у них складывается психопатический тип личности со всеми вытекающими последствиями.

Читайте также: Компьютерная зависимость у детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий