Методы обучения ребенка говорению: стоит ли спешить с разговорами или нужно начинать прямо с рождения?

Речь формируется постепенно. В своем развитии процесс говорения проходит три базовых стадии. Они приходятся на первые годы жизни. От первого месяца и до трех лет. С трех лет до пяти и с пяти до семи. На каждой стадии развиваются отдельные навыки. Важно приложить максимум усилий, чтобы научить подопечного разговаривать правильно. В противном случае будут проблемы с формированием базовых умений.

Как ни странно, в нормальных условиях участие родителей и окружения максимальное. Важно решить три вопроса:

  1. Создание удобных и комфортных условий для речевого развития. Как минимум — постоянно говорить и делать это правильно. Беседовать с самим ребенком и между собой.
  2. Минимизация негативных свойств среды. То есть никаких криков, ругани, сюсюканья и прочего нездорового опыта. В противном случае практически не миновать задержек. Также результатом такого «воспитания» может стать заикание. Встречаются и органические проблемы вроде непроизвольного мочеиспускания.
  3. Использование специальных методик. Они годятся разве что для здоровых случаев. Если имеются подозрения на патологический процесс, нужно обращаться к врачам. Как минимум, к логопеду и/или дефектологу.

Справиться с этими вопросами и научить чадо говорить не так сложно. Что же следует знать родителям, что делать для ускорения процесса?

Общие принципы или как быстро научить ребенка разговаривать

Чтобы стимулировать развитие и научить подопечного говорить, есть смысл придерживаться ряда правил. Они позволят сделать процесс более эффективным. В основном, эти правила касаются детей от 1,5 до 3 лет. Научить годовалого ребенка говорить у вас вряд ли получится. Хотя бывают и такие случаи. Актуальны описанные правила и в поздние годы, вплоть до 7 лет. Что же это за принципы?

  • Не торопитесь

Речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей организма, психики. Поэтому не стоит форсировать процесс. Заставить ребенка разговаривать вы не сможете, это пустая трата времени. К тому же очень вредная: при определенных условиях, например, если такие насильственные попытки повторяются, вы получите обратный результат. Разговорная речь не будет развиваться, сформируется психологический блок. С такой ситуацией справиться своими силами уже не получится. Никакого насилия, только настойчивость и упорство. В то же время…

  • Начинать надо с самого появления ребенка на свет

Это не значит, что вам придется силой добиваться первых слов. Ни в коем случае так делать не нужно. Ваша задача — постоянно, каждый день говорить между собой. Хорошо, если в семье есть тот, кто может составить вам компанию. В возрасте с года и до 5 лет дети быстро усваивают то, что воспринимают на слух. Поэтому можно считать беседы вариантом упражнения. Правда, пассивного, основанного не на действии, а на восприятии.

  • Не заставляйте ребенка скучать

Лучше всего, если занятия проходят в форме игры. С одной стороны, такая форма общения исключает давление. С другой — ему самому интересно, что же будет дальше. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка. Чем это может обернуться — уже сказано выше. Проводите занятия в игровой форме: используйте игрушки, наглядный материал. Можете проявить артистические способности. Главное, чтобы навыки усваивались легко и непринужденно. Как ни странно, в возрасте до 5 и даже 7 лет такой подход дает наилучшие результаты.

  • Упражнения

Желательно при планировании занятий следовать определенной системе. Помимо «импровизации» прибегать к наработкам логопедии и дефектологии. Использовать упражнения и их комплексы. Имеет смысл обратиться к специалисту или, по крайней мере, найти такие варианты самостоятельно. Вопрос остается на ваше усмотрение.

Вариант упражнений на запуск речи:

  • Развивайте мелкую моторику рук

Как показывают исследования, участок мозга, ответственный за говорение, также отвечает за нормальную речь, ее полноту, экспрессивность. Также за саму возможность речи. Из этого следует простой вывод. Есть смысл развивать мелкую моторику, тогда и второй, смежный навык сформируется быстрее. Это просто и интересно для самого подопечного.

В ход идут конструкторы, краски, карандаши. Конструировать, рисовать и пр. Вот основные способы. При этом кора головного мозга формируется до 20-22 лет. Потому такие же правила касаются детей старшего возраста.

  • Читайте книги

Не оставляйте детей один на один с собой. Это плохо сказывается на речевой функции. Читайте увлекательные книги. Подбирать варианты нужно по возрасту. Для подопечных младшего возраста до 1 года подойдут народные сказки. Дальше — больше. Можно брать сказки народов мира, более длинные произведения, но так, чтобы подопечный не утомлялся. Иначе результата не будет. Не старайтесь таким образом разговорить годовалого малыша. Но знайте, что процесс идет, просто пока активного говорения нет. Мозг при этом активно формирует нейронные связи. Наберитесь терпения.

  • Пойте

Пение помогает развиваться лобной и височной долям головного мозга. Обе они ответственны за процесс речи. Ее экспрессии, богатства словарного запаса. Также за слух, в том числе музыкальный. Имеет смысл развивать навыки пения. Не обязательно быть профессионалом, чтобы следовать этому принципу.

  • Не сюсюкайтесь

Ошибки или упрощение произношения слов на начальном этапе говорения вполне нормально. Но вам уподобляться детям нельзя ни в коем случае. Человек теряет ощущение, как правильно произносить то или иное слово. А то и вообще не приобретает, если сюсюканье практикуется систематически. Подопечного можно научить разговаривать, только если вы сами говорите правильно. Иначе возникнут дефекты и плохие привычки. Без помощи логопеда-дефектолога их не устранить.

Придерживаясь базовых принципов, вы заложите прочный фундамент. Хотя внешне вряд ли заметите большие отличия.

Устраняем основные помехи

Мало делать упражнения. Важно, чтобы ничего не мешало нормальному развитию речи. Поэтому необходимо устранить возможные проблемы. Помехи, которые мешают ребенку научиться говорить. О чем идет речь.

Отсутствие коммуникации

То есть ситуация, при которой с подопечным никто не разговаривает. Также это можно назвать гипоопекой, недостаточной опекой. Как было сказано выше, речевые центры и навыки вербального общения формируются только при достаточной активности родителей и окружения. Речь — это социально обусловленный, хотя и естественный навык. Педагогическая запущенность приводит к тому, что ребенок не говорит ни в 1 год, ни в 5 лет. Состояние не меняется и не сдвигается с мертвой точки.

Решение — общаться как можно больше и активнее. Но…

Гиперопека

Также сказывается на процессе отрицательно. В этом случае родитель буквально не дает вставить слова. Да и необходимости такой у чада не возникает. Поскольку все проблемы решаются без вопросов и просьб со стороны подопечного. Решение — не душить любовью, не пытаться сделать из ребенка куклу. Дайте возможность сформироваться навыкам говорения. Ко всему прочему, дети, воспитанные так, испытывают проблемы в будущем. Они часто становятся безвольными, инфантильными и безынициативными. Справиться с этим будет трудно. Придется работать с психотерапевтом.

Двуязычие

Классическая ситуация, если отец и мать принадлежат к разным этносам. Особенно, если в семье все в порядке. В таком случае один родитель пытается научить чадо своему языку, второй — своему. Еще хуже, если в процесс включаются близкие родственники. Бабушки, дедушки, дяди, тети и прочие. Подопечный теряется и не может научиться говорить ни на одном языке. Отсюда серьезные проблемы. Возможно возникновение своего «суржика». Когда чадо пытается смешивать лексические единицы. Получается нечто среднее, но не понятное никому.

Решение. В 2 года, в 3 года и так далее до 5-7 лет учить чадо только одному языку. Всему свое время. Как только базовые навыки сформируются, можно приступить к изучению второго языка. Но никак не вместе. Тем более в раннем возрасте.

Конфликты

Ругань в семье играет огромную отрицательную роль. Конфликты — большой стресс для неокрепшей психики. Возможны различные проблемы: от задержки в формировании навыков до заикания. Также такие дети часто не хотят разговаривать и в поздние годы. Сказывается психологический блок. Справиться с ним сможет только врач. Притом понадобится помощь нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога.

Решение. Не конфликтуйте при детях. Если нужно выяснить отношения — делайте это наедине.

Насилие

Не обязательно физическое. Психологическое действует не менее разрушительно, а порой и более. Некоторые родителя так упорны в своем стремлении научить ребенка разговаривать рано, что переходят все границы.

Решение. Оставьте императивные методы воспитания и обучения. Не «я так сказал(а), значит так и будет», а «так надо потому что (объяснение)». В этом случае процесс пойдет куда быстрее. В 1-4 года у подопечного будет достаточный словарный запас.

Чрезмерная настойчивость

Граничащая с насилием. Очень похоже на предыдущую помеху, но смысл несколько иной. Хотя исход почти всегда один — обратный процесс. Молодой человек не сможет нормально общаться, вероятно, уйдет в глухую оборону. Справиться с этим сможет только психолог.

Решение. Не форсируйте, не стремитесь научить быстрее. Наберитесь терпения. Разговаривать предложениями чадо начинает куда позднее. Примерно к 4 годам. Как ни старайтесь, без вреда добиться такого результата не выйдет. Стоит ли портить психику молодого человека ради сиюминутных желаний или собственных амбиций?

Развитие речи ребёнка в зависимости от возраста

Нарушения слуха, тугоухость

Не всегда это нарушение очевидно. Насторожить вас должен тот факт, что ребенок не реагирует на звуковой раздражитель с одной из сторон. Чтобы протестировать слух, используйте погремушку, или же пощелкайте пальцами. Распознать проблему своими силами будет непросто.

Решение. При подозрениях на тугоухость или глухоту обращайтесь к сурдологу. Он проведет серию тестов и определит степень расстройства. Далее нужно специальное лечение. Коррекция. Возможно протезирование в позднем возрасте, по показаниям. Исходя из тяжести случая и причин отклонения.

Нарушения со стороны речевого аппарата

Короткая уздечка языка и прочие проблемы. Устраняются посредством операции. Также помогут специальные упражнения. Это не тот случай, когда можно справиться своими силами. Нужна помощь логопеда. Во вторую очередь – дефектолога. Хирурги работают в ситуации, когда справиться с нарушением можно только оперативным путем.

Статья по теме: Ребенок плохо разговаривает

Задержки в интеллектуальном развитии

Заметны не сразу. Но, как правило, к двум-трем годам все становится ясно. Не всегда подобные отклонения абсолютные. То есть сопровождают чадо на протяжении всей жизни. Куда чаще встречаются расстройства временные. Такие дети к 4-5 годам не только догоняют, но часто и перегоняют сверстников.

Решение. Помогут только специалисты: неврологи, возможно, психиатры, психологи, логопеды, педагоги. Своими силами справиться трудно или невозможно. Задача — следовать рекомендациям докторов.

Резюмируя вышенаписанное, помочь ребенку научиться говорить можно, лишь устранив препятствия, которые мешают развиваться речи. Этим должны заниматься родители. Если проблемы органические — понадобится помощь врачей.

Используем специальные методы

Как ни странно, но методики для обучения двухлетнего ребенка, трехлетнего ребенка и прочих возрастов довольно простые. Ими можно пользоваться в домашних условиях, комбинируя разные способы.

  • Долой соску

Часто случается так, что лишние предметы мешают начать говорить. Например, соска или бутылочка. Особенно, если подопечному уже исполнилось больше года. Плюс-минус, возможны индивидуальные отклонения в возрасте. Эти предметы исключают из пользования. С этого момента процесс должен идти быстрее в разы. Это не аксиома, смотрите по ситуации. Примечайте реакцию, эффективность манипуляции. В остальном — придерживайтесь базовых принципов и пунктов, которые перечислены ниже.

  • Наглядные пособия, ассоциации

Метод предельно просто. Покажите ребенку предмет, четко и понятно проговорите его название. Желательно несколько раз. Не бойтесь повторяться, поскольку в ранние годы это особенно важно. Постепенно усложняйте задачу. Показывайте предметы, которые трудно выделить в натуре. Например, улицу, вид из окна. Более-менее абстрактные вещи. Чем старше чадо, тем сложнее предметы можно использовать. Начиная с 4-5 лет, процесс приобретает спонтанный характер. То есть сам человек начинает спрашивать, задавать вопросы, а задача родителей подробно отвечать.

  • Как можно меньше скуки

Игровая форма, как уже было сказано, должна быть основной в обучении. Поскольку строгие академические знания усваиваться не будут. Они абстрактны и оторваны от реальности. Как можно меньше скуки, больше наглядного материала.

  • Упражнения для языка

Желательно, чтобы основные рекомендации по комплексу упражнений давал логопед. Поскольку сам родитель рискует сделать хуже, научив неправильно пользоваться речевым аппаратом. Задача — ускорить развитие языка, артикуляционных структур. Примерно с трех-четырех лет можно работать над правильным произношением. Так ваше чадо сможет четко разговаривать. Если проблема говорения сохраняется до 5-6 лет, слова нечеткие, понадобится помощь дефектолога. Не всегда речь идет о сугубо патологическом процессе, возможны варианты.

Пример упражнений артикуляционной гимнастики (проводить её нужно ежедневно, лучше если это будет 3-4 раза в день по 5 минут, при этом не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за одно занятие):

Упражнения для артикуляционной гимнастики 1 блок

Упражнения для артикуляционной гимнастики 2 блок

Упражнения для артикуляционной гимнастики 3 блок

  • Пение

Пение задействует совсем другие области головного мозга. Помимо тех, что используются в момент речи. Поэтому пренебрегать им не стоит. Насколько чисто выходит петь — неважно. Хотя все же стоит стараться интонировать верно. Вместе со слухом развивается и речевой аппарат. Корректируется артикуляция.

  • Чтение

Книжки на ночь, как вариант. Крайне рекомендуется читать и в течение дня. Например, перед дневным отдыхом. Особенно эффективно это в первые несколько лет жизни. В этом случае развивается навык активно слушать. Пока еще не речь, но первая ступенька на пути к этому процессу. Также эффективно работает ассоциативный метод. Стимулируйте самостоятельность. При чтении известных произведений, сказок, просите ребенка закончить фразу.

  • Стимулирование речи

Как правило, маленькие дети стараются идти путем наименьшего сопротивления. Объясняются жестами и нечленораздельными звуками. В раннем возрасте это нормально. Но примерно с двух лет дети ленятся. Поощрять это нельзя.

  • Правильная речь

Говорить в присутствии маленького человека нужно четко и правильно. В противном случае вы получите обратный результат. Следите за тем, как и что вы говорите. Используйте богатую лексику, чтобы развивать словарный запас.

  • Массаж языка

Только по ситуации. Если на это есть санкция логопеда.

  • Дозирование информации

Меньше телевизора, интернет-программ. Поскольку часто актеры, блогеры и прочие публичные деятели делают ошибки. Также показывают вымученные эмоции, утрируют их. Ради того, чтобы добиться нужной реакции. Но ваш подопечный вполне может принять такие артистические выходки за чистую монету. Стоит напомнить: дети в первые 10 лет жизни впитывают информацию с огромной скоростью. Особенно хорошо усваиваются негативные паттерны. Будьте внимательны, думайте, что и когда показывать чаду.

В конечном итоге, ребенок освоит группу навыков:

  • наберет достаточный словарный запас;
  • научится говорить первые слова — этого можно ожидать, когда исполнится первый год;
  • к трем-четырем годам или раньше будет говорить целыми предложениями.

Детей с заболеваниями лечат врачи. Поэтому прежде чем работать над проблемой, неплохо бы провести полное обследование.

Как научить разговаривать ребенка-аутиста

В этом случае работы нужно больше. Лечение ведут по нескольким направлениям:

  1. Звукоподражание. Для начала нужно научить подражать животным – как лает собака, как мычит корова и т. д. Простейшие задачи.
  2. Выполнение инструкций. Сесть, встать, дотронуться пальцем до носа. И прочие варианты. Смысл в том, чтобы наладить с аутистом коммуникацию.
  3. Поощрение. За старания ребенка нужно поощрять. Это ускорит процесс обучения говорению.
  4. Благоприятная среда. Постепенно стоит приучать чадо к людям. Важно, чтобы они были настроены дружелюбно. Проблема не только и не столько в говорении, сколько в тотальной замкнутости.
  5. Ту же проблему решают методами пет-терапии, арт-терапии.
  6. Использование наглядного материала. Карточек со словами из разных частей речи. Задача — составить фразу.

Есть и другие способы. Лечить аутистов нужно под контролем специалистов.

Читайте также: Дислалия у детей всех возрастов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий