Как понравиться на собеседовании работодателю: 3 составляющих 100%-ного успеха

Почему при приёме на работу ситуация нередко складывается так, что высокопрофессиональные, опытные соискатели оказываются за бортом, а предпочтение отдаётся менее компетентному претенденту? Психологи утверждают, что во всём виновата обычная человеческая… симпатия. Положительные рекомендации, полное портфолио сертификатов и наград, большой стаж, высокий IQ — всё это может не иметь никакого значения, если не будет лежать душа. Дело в эмоциональной составляющей психики, с которой подчас бессилен спорить даже разум.

Возникает логичный вопрос: как понравиться работодателю на собеседовании, воздействуя на его психоэмоциональное отношение к вам как к личности? Оказывается, у психологов в запасе есть секреты, которые помогут повысить шансы получить желанную должность.

Физическая привлекательность

Вряд ли кто-то удивится, если узнает, что один из первых факторов, который влияет на отношение нанимателя к вам как к личности и соискателю, — это внешность. Чтобы, придя на собеседование, понравиться работодателю, нужно прежде всего хорошо выглядеть. Здесь работает несколько прописных истин:

  • ухоженная причёска (не гладко прилизанная и не «гнездо»);
  • у женщин — классический неброский макияж (а не боевой раскрас племени апачей), у мужчин — гладко выбритая кожа или ухоженная борода / усы (без застрявших в них крошек от завтрака);
  • деловой костюм, максимально подогнанный под дресс-код компании (о нём можно узнать заранее);
  • выглаженная, чистая одежда (без пятен и заломов);
  • ухоженные ногти (у женщин — маникюр в нюдовом стиле, у мужчин — аккуратно подстрижены);
  • вычищенная обувь, вписывающаяся в общий стиль костюма (женщинам не нужно надевать слишком высокий каблук / шпильку);
  • минимальное количество неброских аксессуаров, дополняющих образ, но не кричащих о достатке владельца (наручные часы, запонки, серьги, цепочка);
  • лёгкий шлейф парфюма (а не полностью опрокинутый на себя флакон духов).

Если вы сможете соблюсти этот минимум, шансы понравиться с первых же минут собеседования существенно повысятся. Ведь, согласно поговорке, встречают по одёжке. Однако это прописные истины, на которые будут ориентироваться и все остальные соискатели. А вам нужно выделиться на их фоне, поэтому берём на заметку ещё несколько «фишек».

  • Улыбка

Научно доказано, что мозг человека в первую очередь фиксирует на лице собеседника наличие или отсутствие улыбки. Если она есть — первые мосты наведены и есть все шансы понравиться работодателю. Если её нет — подсознательно создаётся барьер в общении.

  • Внешнее сходство

Психологи утверждают, что люди нравятся друг другу на основе внешнего сходства, пусть даже с первого взгляда и неуловимого. Так что, если есть возможность узнать, как выглядит работодатель, будет полезно на время перенять у него что-то из стиля одежды, мимики. Если нет, то действуйте по ситуации. Он улыбается — улыбайтесь в ответ. У него на лице маска делового человека — будьте тоже по максимуму серьёзным.


  • Дань уважения компании

Компания для работодателя — это его детище. Поэтому ему наверняка понравится, если с первых минут собеседования увидит ваше уважительное отношение и заинтересованность. Как это можно сделать? Пусть в одежде присутствует вещь в том оттенке, который является ведущим в логотипе фирмы или форме сотрудников. Например, шейный платок. Если они занимаются продажей каких-либо товаров и это уместно взять с собой на собеседование, не упустите такую возможность. Ведь опрометчиво приходить с барсеткой или телефоном конкурирующей фирмы.

Ещё один полезный совет, касающийся внешности. Не забывайте о выражении лица и глазах, которые, как известно, являются зеркалом души. Следите за мимикой и помните: любая мысль, которая пронесётся в вашей голове, отразится во взгляде. Недоумение, неприятие, ненависть, злость — работодатель может уловить их, и ему это вряд ли понравится.

Знаете, как принимал сотрудников на работу Стив Джобс? Без единого вопроса. Он просто выносил им свою технику для демонстрации. Если глаза у соискателя загорались — его сразу зачисляли в штат.

По теме: В чём идти на собеседование

Поведение

Девушка с HR-менеджером

Естественно, одного только идеального внешнего вида для того, чтобы получить работу, мало. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, как себя вести на собеседовании, чтобы понравиться работодателю.

Общие советы

  1. Рукопожатие (как для мужчин, так и для женщин) — профессиональный протокол для каждого. Однако первым должен протянуть руку работодатель. Не проявляйте инициативу сами.
  2. Установите эмоциональный контакт. Скажите несколько приятных слов о компании (только, пожалуйста, искренних).
  3. Примите простую позу. Расположитесь так, чтобы и вам было удобно, и достойно выглядело со стороны.
  4. Установите зрительный контакт. Смотрите прямо в глаза. Чтобы это не было навязчиво, изредка отводите их.
  5. Будьте вежливы, тактичны, демонстрируйте знания этикета. Не забывайте элементарных вещей: здороваться, пропускать даму вперёд, не перебивать.
  6. Внимательно слушайте вопросы. Если что-то не поняли — переспрашивайте.
  7. Будьте честны и искренни — как в словах, так и в проявлении эмоций. Натянутая маска и лицемерие мало кому понравятся.
  8. Не удивляйтесь странным вопросам, не показывайте, что вас застали врасплох. Спокойно улыбаясь, отшучивайтесь, если не знаете правильного ответа.

Метод отзеркаливания

Многие, чтобы понравиться работодателю, используют метод отзеркаливания. Он заключается в повторении жестов, мимики, позы собеседника. Считается, что такое поведение в унисон позволяет людям попасть в одну струю и легче понять друг друга. Якобы рождается та самая симпатия, о которой вы так мечтаете. Несмотря на то, что многие психологи, действительно, советуют применять данную технику психоэмоционального воздействия, она может сослужить плохую службу.

Во-первых, если практиковать метод отзеркаливания, не имея соответствующего навыка, есть риск скатиться на уровень грубоватого, заметного невооружённым глазом передразнивания. Если работодатель уловит, что его движения повторяют, ему это вряд ли понравится.


Во-вторых, многие владельцы компаний сами увлекаются психологией, имеют в штате психологов или регулярно с ними консультируются. И они, возможно, знают, о таком хитром приёме «подстроиться под босса». Так как это уловка, не связанная напрямую с профессиональными данными, она тоже может не понравиться работодателю.

В-третьих, у данного метода есть один большой минус, не выдерживающий критики. Слепо копируя поведение другого человека, вы теряете индивидуальность. А ведь именно она и вызывает ту симпатию на психоэмоциональном уровне, которая заставляет работодателя брать иногда соискателя вопреки всему.

Так что ведите себя максимально естественно и непринуждённо. Особенно это правило пригодится тем, кто проходит собеседование при приёме на работу без опыта работы. Не нужно строить из себя героя семи пядей во лбу, якать и обещать свернуть горы. Пока нет стажа — пользуйтесь своим обаянием, молодостью, неопытностью. Работодатель должен увидеть в вас чистый лист бумаги, на котором он сможет написать историю развития своего бизнеса. Заставьте его сделать это — будьте сами собой.

По теме: Как вести себя на собеседовании

Общение

Третий фактор, влияющий на отношение работодателя к соискателю, — это общение. Что нужно делать, чтобы понравиться ему на коммуникативном уровне:

  • быть внимательным слушателем: не перебивать, переспрашивать (если что-то не понятно) и всем своим видом показывать заинтересованность;
  • обращаться по имени-отчеству (их следует узнать заранее);
  • отвечать на вопросы чётко по делу, не растекаясь мыслью по древу;
  • говорить достаточно громко, чтобы было хорошо слышно, но при этом не слишком повышать голос;
  • чётко проговаривать каждое слово;
  • если видите, что интервьюер — с чувством юмора, можно позволить себе пару шуток, если уверены, что они к месту;
  • отвечая на вопросы, используйте мимику и жесты (в меру) — живой, эмоциональный человек всегда вызывает больше симпатий.

Вполне естественно, что соискатель на собеседовании старается показать себя в самом выгодном свете. Говорит о своих достижениях, профессиональном росте, карьере, опыте работы, супервысоком IQ. И вдруг в результате всей этой саморекламы оказывается, что он чуть ли не умнее самого работодателя. Будьте предельно осторожны — это точно ему не понравится. Зачем ему конкуренты?

И ещё пара моментов

Часто люди спрашивают, как понравиться во время собеседования работодателю женщине / мужчине. Психологи рекомендуют не акцентировать внимание на гендерных различиях, потому что это уже намёк на некий флирт. Зачем фривольничать на, возможно, новом месте работы, да ещё и со своим будущим боссом? Как показывает практика, служебные романы ни к чему хорошему не приводят. Так что не стоит и начинать.


Хотя есть несколько чисто психологических аспектов, не имеющих отношения к флирту и фривольностям, но в то же время касающихся гендерных отличий.

Ведущие каналы связи

Женщины любят ушами, а мужчины — глазами. И касается это не только любви. Работодательница в первую очередь будет оценивать соискателя по его общению, ответам и коммуникативным навыкам. Поэтому, чтобы ей понравиться, выложитесь на 100% именно в беседе. Можно изредка делать ненавязчивые комплименты компании, интерьеру кабинета, вежливости сотрудников. Если она адекватно на них реагирует — можно рискнуть и сказать несколько приятных слов в её адрес.

Чтобы понравиться работодателю мужчине, придётся акцентировать внимание на внешности. Особенно это касается соискательниц, которые могут вызвать симпатию с первой минуты встречи. Естественный макияж, деловой костюм, опрятность и ухоженность, взмах ресниц, скромная улыбка — считайте, что он уже покорён. Однако на этом нужно поставить точку. Никаких «ножка на ножку» с оголением колена, расстёгнутых верхних пуговиц на блузе и кокетства. Перейдя черту распущенности, вы уже не сможете вернуть расположение и рискуете не пройти собеседование.

Тип мышления

Мужчинам нравится конкретика. Им нужны чёткие, лаконичные ответы и факты (лучше — подтверждённые документально). Женщины допускают небольшие лирические отступления в ответах (главное — не перегнуть палку и не давить на жалость). С ними можно поговорить красивыми метафорами — они поймут и оценят. Однако анализируйте интервьюера на месте, ведь подчас работодатель в юбке даст фору любому мужчине в плане безэмоциональности и сухости делового общения.

Даже если нет опыта работы или профессионализм в чём-то западает, всегда есть шанс просто понравиться на психоэмоциональном уровне. Для этого нужно правильно себя вести, соответствующе выглядеть и грамотно выстроить общение.

Читайте также: Как пройти собеседование

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий