Креативность как аспект творческой деятельности. Насколько важно наличие креативности в самореализации и можно ли ее развить?

В психологии под креативностью понимается качество личности, обуславливающее способность эффективно и успешно заниматься творческой деятельностью. В данном случае слово «творчество» используется в широком смысле. Не как реализация в области искусства, а как продуктивная созидательная деятельность самого разного плана: от новаторских технических решений до способности реализовать то, что никто ранее не делал.

Креативность не является врожденным качеством. Это навык, и как любой навык ее можно развивать. Разумеется, скорость прогресса будет различаться от случая к случаю. Причина заключается в особенностях мышления, личности, волевого компонента. Кроме того, имеет место и некоторая склонность к неординарному мышлению, обусловленная наследственным фактором. Исходя из этого, скорость прогресса будет своей, но при систематическом подходе результаты ждать себя не заставят.

Развитие креативности требует напряженной умственной работы. Для тренировки навыка необходимо затрачивать хотя бы 1 час в день. Если говорить о более глубокой проработке, нужно стремиться искать новые неординарные решения постоянно, не загонять себя в рамки. Это позволит быстрее добиться результата и научиться применять креативный подход в решении прикладных задач.

О связи креативности, творчества и интеллекта. Родственные, но разные понятия

Креативность нередко путают с творчеством. Это не синонимы. Под первым имеется в виду особая черта личности, можно даже говорить об особом способе мышления, складе личности и характера человека. Творчество же представляет собой процесс и конечный продукт. То есть результат реализации этого важного качества личности. Не всегда творчество имеет продуктивный характер, не всегда достигаются конкретные цели. Потому речь идет, в том числе о процессе как таковом. Путаница возникает из-за перевода термина creativity которое как раз и переводится как творчество. В русском же языке эти термина давно стали различны по значению.

Различия между креативностью и творчество можно представить связкой «потенциал/деятельность».

Интеллект — это другая сторона вопроса. «Creativity» также не является синонимом к слову интеллект. Под интеллектуальными способностями понимают умственные качества, способности реализовать эти качества на практике. Сюда относят скорость мышления, его продуктивность, гибкость, память, способность анализировать то или иное явление, объект, систематизировать определенные моменты. Интеллект является важной составной частью, фундаментом для творческой деятельности.

Таким образом, необходимо отграничивать три схожих понятия.

О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление

Какие факторы, влияющие на креативность, существуют? Можно выделить ряд моментов, оказывающих воздействие на развитие творческого начала в детские и взрослые годы, а также фундаментальные качества личности.

В период детства и раннего юношества на формирование способности к творчеству влияют такие моменты:

  • Особенности склада личности

Наибольшим врожденным потенциалом к творческой активности обладают представители меланхоличного типа. После них идут холерики. Далее флегматики и сангвиники. Разумеется, это не значит, что одни лучше других. Речь идет о сенситивности (восприимчивости), способности эмоционально или интеллектуально оценивать ту или иную ситуацию, модель. В зависимости от темперамента — исследование и постановка задачи, методы достижения конечной цели будут различаться. Холерики и меланхолики ввиду особенностей нервной деятельности, основываются, в первую очередь, на эмоциональном компоненте, прочие — на умственном. Преимущественно.

  • Воспитательные методы родителей

Воспитание с достаточным балансом контроля и свободы действий является оптимальным методом. Блокирование самостоятельности, подавление воли ребенка сказывается негативным образом, в том числе и на способностях к творчеству. Избыточная воля, когда ребенок предоставлен сам себе сказывается идентично, потому, как у молодого человека отсутствует понимание рамок дозволенного и он не представляет каким путем хочет двигаться.

  • Наличие увлечений

Увлечения — это те сферы активности, которые интересны ребенку. В этот момент речь не идет о выборе средств профессиональной реализации. Главный компонент заключается именно в интересе, готовности самостоятельно, целенаправленно работать в части достижения результатов в выбранной области.

Это может быть как художественная деятельность, музыка, так и решение задач, анализ ситуация (например, исторических) с дальнейшим анализом и глубокими заключениями и прочее. Подобный подход сам по себе является отличным средством развития необходимого качества. Далее остается только держать нужный темп и поддерживать ум в тонусе, поскольку креативность, как и прочие характеристики, без систематической тренировки начинает ослабевать. Подобно мышце без достаточной физической нагрузки. Но, продолжая аналогию, совсем не обязательно перетруждаться. Достаточно использовать приобретенные умения каждый день на практике. По мере развития, этот навык органично входит в жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Становится новым образом мышления.

  • Состояние здоровья

Как ни странно, этот фактор играет огромную роль. В первую очередь речь идет о состоянии церебральных структур. Нормальная работа головного мозга требуется для оптимальной мыслительной деятельности. Травмы, врожденные нарушения, генетические дефекты, прочие расстройства резко снижают или ставят крест на способностях человека. Порой даже базовых интеллектуальных возможностях, не говоря о чем-то большем.

С течением времени паттерны (модели) мышления, эмоционально-волевые реакции закрепляются и входят в жизнь человека. При неправильной модели возникают проблемы с постановкой и достижением целей. Приходится переучиваться, устраняя вредные привычки и прививая новые.

У взрослых людей на развитие креативности влияет несколько иная группа факторов:

  • Профессиональная деятельность. Кем работает человек и на какой должности, какие задачи ему приходится решать ежедневно, насколько задействован его мозг. Во многих случаях работа не предполагает какого-либо развития, часто даже и удовлетворения от процесса. Это тормозит развитие способностей, а то и вовсе ставит крест на них.
  • Функционирование вне профессиональной активности. То, чем человек занят в свое свободное время. В отсутствии достаточной умственной нагрузки, как правило, способности к творческой активности существенно снижаются или затухают, пока не станут актуальными и человек вновь не начнет их самостоятельно развивать.
  • Увлечения. Хобби, интересы.
  • Образ жизни в целом.

У взрослых интенсивность мыслительных процессов несколько ниже, чем у детей. Потому развитие может идти медленнее, хотя и не всегда.

Фундаментальные моменты касаются всех лиц вообще, безотносительно возраста и прочих характеристик. Среди таковых:

  • Интеллектуальный компонент

Креативность — это способность к творчеству. Потому интеллектуальная составляющая играет одну из ключевых ролей. Сюда входит группа важных моментов. Если говорить конкретнее: скорость мышления, гибкость ума, способность переключаться между задачами, возможность выполнять сразу несколько задач (мультизадачность), память, способность к анализу, синтезу, также прочие возможные характеристики. От качества мыслительной деятельности зависит скорость достижения результата.

  • Эмоциональная составляющая

Эмоциональный компонент играет не меньшую роль. В него входят позитивный настрой, готовность трудиться ради самого процесса, даже если результат будет достигнут не с первого раза. Также способность переносить неудачи без пессимистичного воззрения на ситуацию, эмпатия, способность понимать чувства других и собственные эмоциональные порывы, четко их классифицировать, описывать словами и выражать. Это важный момент.

  • Волевой компонент

Воля определяется, как способность самостоятельно ставить цели и двигаться к их достижению, невзирая на возможные трудности. Включает в себя несколько важных подпунктов: уверенность в себе, настойчивость в достижении конечного результата, самостоятельность и инициативность. Эти качества складываются в единую картину и могут в определенной степени компенсировать недостаток прочих аспектов. Поскольку упорный труд дает результаты практически всегда, при правильном приложении усилий это неминуемо.

Составляющие креативности присутствуют у всех, так или иначе. У кого-то в большей мере, у кого-то в меньшей, что лишний раз доказывает, что креативность присутствует у каждого. Это не удел великих, а всего лишь вопрос трудолюбия и кое-каких случайных «подарков судьбы» вроде наследственной склонности мыслить так, а не иначе, чувствовать тоньше других и прочее. Вопрос в выраженности. В любом случае, есть реальная возможность развития навыка творческого мышления. Все зависит от упорства и готовности работать для получения результатов.

Возрастные аспекты креативности

Согласно исследованиям, большая часть значимых открытий делается людьми молодого возраста, меньшие по значимости исследования принадлежат людям средних лет. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики в конце 60-х годов.

Означает ли это, что человек примерно за 30 уже не способен к созидательной, творческой продуктивной деятельности и получению качественного, общепризнанного результата? Разумеется, нет.

В данном случае нужно иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного смещения акцентов творческого потенциала человека, его креативности.

В молодые годы люди склонны в большей мере рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта, склонность к экспериментам угасает, становится слабее. Достаточно чуть сместить волевой компонент, чтобы вновь вернуться на уровень «молодого» мышления. Сделать это может быть непросто, особенно в поздние годы. Вопрос индивидуального выбора и готовности, открытости ко всему новому.

В средние годы человек накапливает огромный опыт, однако он же может ему и помешать в определенном случае. Например, если необходимо решить определенную задачу, человек будет основываться на том, что уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. У молодых в этом отношении есть преимущество. Потому лицам в зрелом возрасте необходимо научиться отбрасывать собственные шаблоны и паттерны мышления, смотреть на ситуацию под разными углами.

Возрастные аспекты креативности обуславливаются и волевым компонентом. Молодые люди больше мотивированы. Желают достичь больших результатов, чем лица в более старшие годы. Самостоятельно мотивировать себя можно в любой период, вопрос целесообразности и того, что реально хочется получить.

Потому можно сказать, что утверждения о постепенном снижении «градуса» креативности — не более чем миф. Интеллектуальные способности сохраняются и развиваются на протяжении всей жизни. Как и эмоционально-волевая сфера.

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.

Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.

В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого). Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе. Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.

Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен.

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:

  • крайне низкий;
  • низкий;
  • несколько ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.

Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.

Методы развития креативности. Какие упражнения и подходы могут оказаться полезными

Техники развития творческой составляющей различны. Существует масса возможных вариантов. Ежедневно рекомендуется выполнять базовый комплекс упражнений:

  1. Ассоциации. Нужно внимательно рассмотреть окружающие объекты, стараясь увидеть в них нечто необычное. Особенно просто проводится данная манипуляция с облаками и образами на воде. На что они похожи? Это упражнение направлено на развитие мышления и воображения.
  2. Вербализация невербального. Для этой методики подойдут предметы искусства. Проще всего проделать упражнение с музыкой. Нужно описать, каким образом представляется композиция самому человеку. Какого она цвета? С чем ассоциируется? Какие эмоции и мысли вызывает?
  3. Рисование. Подойдут методики, которые использовались в тесте Торренса. Также не лишним будет рисовать с нуля, с натуры, по воображению.
  4. Занятия музыкой даже на базовом уровне позволяют добиться хорошего результата.
  5. Мыслительный компонент можно развивать посредством решения логических задач. Как ни странно, мощным инструментом формирования креативного мышления является математика.
  6. Повседневные задачи нужно стремиться решать несколькими способами. Например, во время прогулки, нужно выбирать разные маршруты и т. д.
  7. Общение помогает повысить уровень креативности. Во время беседы нужно стремиться почувствовать собеседника, проанализировать невербальные сигналы. Эмпатия — важная составляющая творческого начала.

Эти простые методы отвечают на вопрос, как развить креативность.

Читайте также: Индивидуальность

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий