Латеральное мышление: раздвигаем рамки — и дело в шляпе!

Кто-то любыми способами пытается развить логическое мышление, чтобы с лёгкостью щёлкать самые трудные задачки и иметь максимально высокий IQ. Другие акцентируют внимание на творческом подходе к решению проблемных ситуаций, когда спонтанно и быстро на ум приходит совершенно неожиданная разгадка. В психологии говорят, что первые при этом мыслят вертикально (поэтапно, рационально выверяя каждый шаг), а вторые — горизонтально (раздвигая границы привычного мира в разные стороны).

Но есть ещё один путь, который одновременно совмещает в себе эти два и вносит в них нечто кардинально новое. Это латеральное мышление, которое тоже способно генерировать умнейшие идеи. Но его мыслительный процесс — веерообразный и охватывает и горизонтали, и вертикали, и диагонали окружающего мира.

Что это такое

Первым кто объяснил миру, что такое латеральное мышление, был Эдвард де Боно (род. в 1933) — британский писатель и психолог. Именно он в 1970 году ввёл это понятие, образовав термин от английского выражения «lateral thinking», которое переводится как «поперечный, направленный в сторону, боковой».

В современной психологии дано следующее определение: латеральное мышление — это умение нестандартно, нешаблонно, нетипично мыслить, при этом используя всё разнообразие (весь веер) имеющихся способов решения задачи. При этом многие из них игнорируются логикой и остаются незаметными для творчества.

Теория Эдварда де Боно о латеральном мышлении вот уже на протяжении многих лет подвергается критике со стороны разных направлений психологии. Во-первых, за столько времени не было проведено ни одного научного эксперимента, не разработано ни одного диагностического теста, чтобы доказать и существование, и эффективность такого типа мыслительных процессов. Во-вторых, многие специалисты считают, что это не что иное, как обычный тандем логического и творческого мышлений и нет смысла выделять его как отдельную категорию.

Если рассматривать латеральное мышление как способ решения сложных задач, нужно понимать, чем оно отличается от логического и творческого.

Различия латерального мышления от логического и творческого

И логическое, и творческое мышление при возникновении проблемной ситуации задаются целью — найти единственно верный, правильный, самый эффективный способ её решения. Латеральное не ставит перед собой такую задачу. Оно берёт всё то множество вариантов, которые находятся в поле видимости, и приспосабливают их к существующим условиям. В результате получается сразу несколько нестандартных, но достаточно эффективных разгадок.

Практическое применение

Понять открытие Эдварда де Боно помогут примеры латерального мышления.

В быту

Возьмём типичную для мужчины ситуацию — на белой рубашке остался яркий и жирный след губной помады. Задача — вывести его.

Как решает проблему логик — идёт в магазин, покупает какое-нибудь суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции. Результат — слабый след всё-таки остаётся, потому что на сегодняшний день химическая индустрия ещё не создала формулу, расщепляющую жир и масла, содержащиеся в губной помаде и въевшиеся в волокна ткани.

Как решает проблему творческий человек — идёт в магазин, покупает тёмную краску для ткани и перекрашивает рубашку. Креативно и эффективно.

Как решает проблему человек с латеральным мышлением:

  1. Покупает суперсредство для выведения самых трудных пятен и использует его по инструкции.
  2. Ищет лайфхаки по удалению губной помады в Интернете и обзванивает знакомых.
  3. Анализирует собственный опыт и пытается применять имеющиеся знания.
  4. Использует Fairy, которое, как известно, удаляет жир.
  5. Не получилось — пускает в ход зубную пасту.
  6. Пробует смесь лимонной кислоты и пищевой соды.
  7. Наносит пену для бритья.
  8. Берёт у жены средство для снятия макияжа.

То есть он использует все возможные варианты. При этом точно не забудет ещё про глицерин и хозяйственное мыло. На каком-то из этапов у него всё-таки получится удалить пятно. А если будет заметно, что с рубашкой похимичили, он просто пойдёт и… купит новую, точно такую же.

В маркетинге

Несмотря на тот шквал критики, который обрушивается на теорию Эдварда де Боно о латеральном мышлении, она нашла своё практическое применение в современном маркетинге. Причём не стартаперами, а такими компаниями, как Pepsi&Co, Nestle и Google. Оформить это всё в систему смог Филип Котлер, которого называют отцом современного маркетинга. Он предлагает продвигать товары и услуги нетрадиционными методами, до которых не могут додуматься конкуренты. И тогда процветание бизнесу обеспечено.

Когда конкуренты мыслят вертикально (у них даже автоматическая воронка продаж устроена по такому принципу), они учитывают потребности целевой аудитории и пытаются удовлетворить их своими товарами и услугами. В это время латеральный маркетинг:

  • выявляет скрытые потребности своего потенциального клиента;
  • модифицирует свой товар так, чтобы удовлетворить их;
  • расширяет свой ассортимент за счёт этого;
  • генерирует новые идеи на основе уже произведённых изменений;
  • создаёт неожиданную рекламу — порой шокирующую, но всегда бьющую точно в цель.

Чтобы понять, как работает латеральный маркетинг, достаточно взглянуть на рекламные ходы и продукты от Google. Эта компания всегда, хоть на шаг, но оказывается впереди своих конкурентов, потому что смотрит дальше. И не только вверх или по сторонам — она охватывает потребности клиентов в формате 3D. Например, запуская проект «Карты Google», они знали, что это был рискованный эксперимент, но реализовали его и не пожалели. Сегодня миллионы людей ежедневно пользуются им, даже не подозревая, что это — продукт латерального маркетинга.

Этапы решения проблемы

Как решает проблему логик — анализирует, сравнивает, создаёт цепочку умозаключений и следует им. Его схему можно назвать пошаговым алгоритмом. На каждом из этапов он отдаёт себе отчёт, что делает и куда пойдёт дальше.

Как решает проблему творческий человек — ловит ассоциацию, связанную с ней, и моментально видит креативное решение. Никаких этапов и долгих обдумываний. Зачастую и объяснения отсутствуют, почему и как был получен такой результат.

У обладателя латерального мышления есть своя схема решения проблемы.

Фокус

Первая задача — сфокусироваться на проблеме, сосредоточиться на ней. Она должна владеть всеми мыслями. Желательно ни на что не отвлекаться, иначе будет упущен какой-нибудь важный ракурс её решения.

Латеральный разрыв шаблона

После всестороннего рассмотрения проблемы нужно обозначить тот единственно верный ответ, который приходит на ум вследствие логических заключений. Теперь нужно расширить горизонты своего сознания, отойти от него и найти ещё несколько нетривиальных способов решения. Чем больше, тем лучше. Причём не нужно отсеивать даже самые странные и фантастические идеи. Все складываются в одну копилку.

Установление связи

На данном этапе все идеи, сложенные в копилку, перебираются и тщательно обдумываются. В этом — основное отличие латерального мышления от творческого. Здесь всё объясняется, даже самое фантастическое на первый взгляд. Пример, как это работает: вы можете как-то связать пузырьковый оксигенатор (медицинское устройство, насыщающее кровь кислородом и удаляющее из неё углекислоту) и женские кружевные трусики? А вот латеральное мышление может. Когда прибор только ещё создали, постоянно возникала проблема образования пены, для удаления которой нужна была сетка. Её прообразом стала именно эта вещь из дамского гардероба.

После прохождения всех трёх этапов результатом становится несколько новых идей, одна из которых обязательно приведёт к решению возникшей проблемы.

Характеристики

Основные характеристики латерального мышления:

  • логичность;
  • последовательность;
  • рациональность;
  • креативность;
  • вариативность;
  • позитив;
  • универсальность;
  • всеобъёмность;
  • полный контроль над всеми этапами.

С латеральным мышлением не рождаются — его приобретают и развивают в течение жизни.

Как развить

Однозначно стоит почитать книги Эдварда де Боно. Особенно — «Шесть шляп мышления».

Метод шести шляп

Одним из эффективных методов развития мышления является мозговой штурм, активно используемый в педагогической практике в групповой работе на уроке. Однако Эдвард де Боно раскритиковал его. По его мнению, итоговый результат всегда оказывается далёким от безупречности, потому что является точкой зрения лидера, а не всех участников. Самый сильный будет отбрасывать идеи остальных до тех пор, пока не навяжет всем свою. В качестве альтернативы британский психолог предложил совершенно новую методику, которая получила название «Шесть шляп».

Начинается всё так же, как и в мозговом штурме. Аудитория (класс) делится на несколько групп. Отличие в том, что в них должно быть строго по 6 человек. Даётся проблемное задание. Каждый надевает шляпы разных цветов и проговаривает проблему с точки зрения своей шляпы:

Метод развития латерального мышления Шесть шляп

После этого шляпы передаются по кругу каждому участнику. Т. е. абсолютно все члены группы получают возможность проанализировать проблему с разных углов. Это меняет их видение. В итоге они выдают более обобщённые, беспристрастные и универсальные решения поставленной задачи, чем если бы работали в условиях мозгового штурма.

Данный метод можно использовать и в обычной жизни. Просто примерьте поочерёдно все шесть шляп мысленно, когда будете решать одну из трудных задачек, встретившихся вам на пути. Поначалу может показаться, что на это уходит огромное количество времени. Однако с каждым разом все эти этапы будут проходиться быстрее. Просто тренируйтесь чаще.

Синектический штурм

Данный метод используется на этапе латерального разрыва шаблона, когда стоит задача набрать как можно больше способов решения и при этом уйти от очевидного, охватив всё разнообразие вариантов. Эдвард де Боно и здесь прописал схему, как правильно всё сделать и не упустить ничего важного:

  1. Провести прямую аналогию. Включить логику и последовательно решить данную проблему так, как сделают это все остальные люди с высоким IQ.
  2. Произвести личное включение. Поставить себя в центр проблемы. Представить, что она для вас на данный момент — в приоритете и имеет жизненно важное значение. Подумать, как бы вы хотели её решить, оказавшись в такой ситуации.
  3. Обобщить. Представить, что вы делаете доклад о проблемной ситуации начальству. На это у вас есть ограниченное количество времени. Надо в двух словах описать её суть и так же лаконично предложить пути решения. Это позволит отсеять всё лишнее.
  4. Окунуться в мир фантазий. Теперь самое время подключить своё творческое начало, задействовать метод свободных ассоциаций. Какие пути решения задачи подсказывают они? Можно ли их как-то применить на практике?

Используя данную методику, важно ни в коем случае не менять местами третий и четвёртый этапы, потому что фантазии и свободные ассоциации могут помешать логическому и рациональному обобщению.

Британский писатель и психолог Эдвард де Боно

Шесть шляп и синектический штурм — основные методы латерального мышления, предложенные самим Эдвардом де Боно. Для его развития также можно использовать более простые упражнения.

  • Случайное слово

Все мы попадали в такую ситуацию, когда нужно срочно генерировать какую-то идею, искать выход из тупика, но в голове совершенно пусто и нет ни одной дельной мысли! Выйти из такого положения поможет уникальное упражнение на развитие латерального мышления. Произнесите вслух любое слово, первым пришедшее на ум. И попытайтесь связать его со своей проблемой. Это активирует мыслительные процессы анализа и синтеза, которые помогут найти нетрадиционный способ решения.

  • Выход за рамки

При решении практически любой задачи мы постоянно ощущаем какое-либо давление. Проект сдать ровно в указанные сроки (вечные дедлайны). Все предположения должны укладываться в общую концепцию фирмы. Из источников разрешено пользоваться только ограниченным списком. Эти рамки можно перечислять бесконечно.

Данное упражнение предлагает их раздвинуть или убрать вовсе. Проработайте с проектом хоть один день так, будто никто никаких ограничений вам не ставит. Некуда торопиться. База данных в Интернете — огромная. Никакой концепции. И уже на следующий день причешите всё созданное «без рамок» — поверьте, результат получится потрясающим. Он наверняка понравится не только вам, но и будет по достоинству оценен начальством.

Существуют ещё более простые, ежедневные упражнения, которые можно выполнять в течение дня, применяя к различным жизненным ситуациям:

  1. Любую проблемную ситуацию старайтесь решать несколькими способами.
  2. Освобождайтесь от клипового мышления, общественных стереотипов и навязанных клише.
  3. Всё, что слышите и видите, подвергайте сомнению.
  4. Всегда, когда возникают альтернативы, анализируйте со всех сторон — плюсы и минусы, чтобы дать объективную оценку.
  5. Решайте не только актуальные проблемы человечества или логические задачки — бытовые трудности развивают латеральное мышление ничуть не хуже.
  6. Собираетесь выбросить какую-либо вещь, потому что она сломалась или устарела? Сначала попытайтесь придумать ей какое-нибудь новое предназначение.
  7. Активно используйте метод свободных ассоциаций.
  8. Ежедневно не менее 15 минут занимайтесь нейробикой.
  9. Научитесь контролировать свою реакцию на появление новой проблемы: она должна вызывать не стресс, а радость — наконец-то вы можете отточить ещё раз своё латеральное мышление!
  10. Старайтесь больше общаться как с творческими натурами, так и с людьми с высоким IQ.

А также полезно постоянно расширять кругозор, читать книги, ходить на выставки, интересоваться политикой и экономикой.

Несмотря на отсутствие научной доказательной базы о том, что латеральное мышление помогает людям в решении самых насущных задач, оно уже успело оставить свой след в истории человечества. Маркетинг, построенный на его основе, применяется крупнейшими успешными современными компаниями. Не лучшее ли это доказательство тому, что оно всё-таки имеет право на существование?

О других типах мышления:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector