Из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться?

Память — одна из важнейших познавательных способностей и высших психических функций (наряду с ощущением, восприятием и мышлением), отвечающая за накопление, сохранение и воспроизведение индивидуального и общественного опыта, приобретённых знаний и навыков. От неё во многом зависит успешность личности и эмоциональный комфорт.

Умение запоминать только нужную информацию, при этом отсеивая и забывая всё ненужное и отрицательное — важное качество. Тогда как нарушения памяти могут дезадаптировать в социуме и привести к психическим расстройствам личности. Поэтому так необходимо не допускать подобных проблем, а для этого нужно знать, как их избегать и что делать, когда появились первые признаки.

Мнемоническое расстройство, нарушение памяти — это возникновение определённых трудностей с фиксацией (запоминанием), сохранением и воспроизведением любой информации из прошлого.

Классификация

Существуют разные виды расстройства данной психической функции. В первую очередь это две большие группы, которые делятся на множество мелких: к нарушениям памяти относятся дисмнезии (количественные) и парамнезии (качественные).

Количественные нарушения памяти (дисмнезии)

Гипермнезия

Состояние, при котором патологически точно сохраняются до мельчайших подробностей воспоминания о многих событиях из прошлого. И всё бы хорошо, но они не имеют никакого значения для настоящего. При нормальном развитии обычно такое забывается. Почему это плохо? Во-первых, ненужные старые воспоминания забивают место в хранилище памяти и тем самым не дают закрепиться новым. Поэтому при гипермнезии текущая информация почти не фиксируется. Во-вторых, нарушается логическая последовательность событий.

Пример. После отдыха на море запоминаются не приятные моменты (пляж, яркая тропическая растительность, новые знакомства, вкусная еда и т. д.), а такие незначительные нюансы, как интерьер номера в отеле, одежда обслуживающего персонала, особенности перелёта и т. д. При различных патологиях гипермнезия приобретает форму парциальной, т. е. избирательной. В частности, олигофрены отлично запоминают последовательности цифр, причём делают это без всякой цели.

Гипомнезия (дырчатая, прорешливая, перфорированная память)

Состояние, при котором человек воспроизводит информацию из прошлого лишь частично. Как правило, он способен запомнить только то, что постоянно повторяется в его жизни и имеет лично для него важное значение. А вот исторические даты, новости, давние знакомства, термины, имена — всё это предаётся забвению.

Пример. Человек безошибочно воспроизводит многозначный код разблокировки телефона, т. к. делает это ежедневно и это для него важно. Но сказать, в каком году отменили крепостное право или как звали его первую учительницу, он не сможет.

Амнезия

Состояние, характеризующееся невозможностью вспомнить определённый промежуток времени. В зависимости от того, насколько большой период выпадает, внутри этого нарушения различают ещё несколько подвидов:

  • ретроградная — забываются события до какого-то травмирующего фактора (сильнейшего стресса, черепно-мозговой травмы и т. д.), они могут охватывать минуты и года;
  • антероградная — отсутствуют воспоминания о том, что было сразу после травмирующего фактора;
  • конградная — выпадение происходящего во время затяжной болезни, сопровождавшейся нарушением сознания;
  • антероретроградная (полная, тотальная) — забывается всё, что связано с затяжной, тяжёлой болезнью и травмирующим фактором, а также события, происходящие до этого.

В зависимости от того, какая именно функция оказывается нарушенной, данное расстройство делят ещё на несколько подвидов:

  • фиксационная — невозможность запоминать и воспроизводить информацию, приводит к дезориентации (человек не понимает, где находится, кто его окружает, как он должен себя вести);
  • анэкфория — невозможность осознанного, произвольного вспоминания без подсказки.

Классификация в зависимости от течения:

  • прогрессирующая — нарастающее расстройство, объяснённое законом Рибо (см. ниже);
  • стационарная — стойкая потеря памяти;
  • регрессирующая — постепенное восстановление забытых событий;
  • ретардированная (запаздывающая) — события восстанавливаются не в хронологическом порядке, какой-то период может надолго выпасть, а затем вспомниться спустя много лет.

Закон Рибо. Память у человека с прогрессирующим расстройством похожа на слоёный пирог, в котором нижний пласт — самые отдалённые во времени воспоминания (детство, например). При таком нарушении исчезают сначала верхние прослойки (т. е. того, что происходило совсем недавно), затем — последовательно забываются события по направлению от настоящего времени до прошлого.

В зависимости от объекта амнезия бывает:

  • аффектогенной (кататимной) — возникает вследствие психотравмирующей ситуации, после сильного потрясения, забываются все события, которые сопровождают нервный срыв;
  • истерическая — результат психопатического синдрома, забываются какие-то отдельные моменты;
  • скотомизация — осознанное забывание событий, которые причиняют боль, травмируют;
  • палимпсесты (алкогольная) — выпадение того, что происходило во время опьянения.

Статья по теме: Амнезия

Качественные нарушения памяти (парамнезии)

Псевдореминисценции (иллюзии, ложные воспоминания)

Стирается грань между прошлым и настоящим. Человек переживает то, что происходило когда-то давно, словно это осуществляется сейчас и имеет для него значение.

Конфабуляции (бред воображения, вымыслы, галлюцинации)

По сути – это ложные воспоминания: человек убеждён, что те или иные события происходили в его жизни, тогда как на самом деле их не было. Конфабуляции классифицируются на несколько подвидов:

  • мнестические и замещающие — обусловленные потерей памяти и являющиеся заменой того, что забыто;
  • фантастические — связаны со слабоумием и богатым воображением.

Пример. Страдающий конфабуляцией может «узнать» совершенно не знакомого ему человека, при этом будет искренне выражать ему восторг от долгожданной встречи и даже в подробностях рассказывать якобы совместно с ним пережитые моменты. Часто поведение таких людей сопровождается суетливостью, нарушениями речи, отсутствием логики в размышлениях.

Конфабулез

Более безобидная разновидность конфабуляции. Психофизические расстройства отсутствуют. Однако случайно, при разговоре, могут обнаружиться ложные воспоминания.

Криптомнезии

Больные начинают присваивать себе чужие воспоминания. Если, например, им запала в душу какая-то история, они в дальнейшем будут повествовать её окружающим так, словно это происходило лично с ними. Причём это может быть рассказ подруги, сюжет книги или кино. Самая болезненная форма криптомнезии — патологический плагиат, когда человек утверждает, что является автором совершенно чужого шедевра.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика)

Сильные чувства, волнения, тревоги, эмоции, испытанные однажды, воспринимаются страдающим с утроенной силой. Он может переживать их снова и снова, накладывая на свою настоящую жизнь. Например, когда-то в прошлом расставание с любимым произошло со скандалом и битьём посуды. В каждых последующих отношениях, если они будут заканчиваться, страдающий эхомнезией будет стараться воспроизводить ту же ситуацию — он обязательно спровоцирует ссору и что-нибудь вдребезги разобьёт.

Феномены якобы уже виденного и слышанного

Одно из часто встречающихся нарушений. Это уверенность в том, что происходящие события уже имели место, но когда именно — никто сказать не может. Это ощущение обыгрывается во многих фильмах и экзорцизме. Считается, что таким образом проявляет себя генетическая память, рассказывающая нам о том, что было в прошлой жизни. Сюда же относятся кардинально противоположные расстройства, когда что-то, уже происходившее не раз, воспринимается как новое переживание. Есть несколько разновидностей:

  • жаме вю — ощущение, когда что-то хорошо знакомое кажется совершенно неизвестным, словно увиденным впервые;
  • дежа векю — психическое состояние, когда впервые пережитые события кажутся известными;
  • дежа антандю — психическое расстройство, когда звуки, услышанные в первый раз, кажутся давно знакомыми;
  • жаме антандю — расстройство психики, когда привычные звуки (даже собственный голос) воспринимаются как впервые услышанные;
  • жаме сю — неспособность воспроизвести хорошо усвоенные ранее знания (например, выученный накануне стих).

Часто в психологии пользуются классификацией, предложенной А. Р. Лурией. В её основе лежат патогенетические механизмы:

  • модально-неспецифические нарушения — вызваны поражением глубоких мозговых структур: слуховых, зрительных, двигательных анализаторов;
  • модально-специфические — спровоцированы поражением корковых зон анализаторов: акустического, слухоречевого, зрительно-пространственного, двигательного;
  • системно-специфические — обусловлены поражением речевых анализаторов.

Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Каждый из них требует тщательной диагностики и отдельного подхода к коррекции.

Причины, вызывающие нарушение

Физиологические:

  • астенический синдром;
  • органические заболевания ЦНС, дегенеративные процессы в ней, болезни Альцгеймера, Паркинсона, хорея Гентингтона;
  • психические патологии: слабоумие, шизофрения, эпилепсия;
  • умственная отсталость;
  • алкоголизм, наркомания;
  • поражение мозговых структур, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, атеросклероз, инсульт, гипертония;
  • токсическое поражение печени;
  • гиповитаминоз.

Психоэмоциональные причины:

  • психоэмоциональная нагрузка;
  • повышенная тревожность;
  • переутомление;
  • нервозность, раздражительность, постоянные перепады настроения;
  • регулярные стрессовые ситуации;
  • депрессивные состояния;
  • травмирующие психику факторы;
  • регулярные взрывы отрицательных эмоций.

Неправильный образ жизни:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточный сон;
  • неправильное распределение времени между трудом и отдыхом;
  • отсутствие режима дня.

Научно доказано. Немецкие нейробиологи из Рурского университета (Германия) выяснили, что депрессия деформирует память и вызывает её стойкие нарушения.

Симптоматика

Общая симптоматика для большинства видов:

  • спутанность сознания;
  • забывчивость;
  • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
  • социальная дезадаптация;
  • растерянность;
  • аутизм, ригидность нервной системы.

Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

  • … мышления: если человек не обладает высокими умственными способностями, ему трудно запоминать информацию, особенно ярко это видно при слабоумии и олигофрении, когда диагностируются явные проблемы с памятью;
  • … внимания: неустойчивая, замедленная или недостаточная концентрация приводит к тому, что информация не запоминается.

Нужно иметь в виду, что каждое отдельное расстройство характеризуется специфической клинической картиной.

Особенности течения

Психологические

Нарушение кратковременной памяти (КВП)

Кратковременной в психологии называют память, которая обладает незначительным объёмом и способна удерживать образы в течение короткого времени — не более 3-ёх дней. После этого информация подлежит обработке и переходит во владение долговременной памяти. Играет важную роль в запоминании. При её нарушении события настоящего плохо фиксируются. Страдающий не может выучить четверостишие или запомнить распорядок собственного дня. Основные причины — неразвитый интеллект, стрессовые ситуации, переутомление, депрессивное состояние, интоксикация организма (алкогольная, например).

Нарушения опосредованной памяти

Для улучшения памяти специалисты часто рекомендуют тренировать её опосредованную форму. Например, для запоминания определённого события воспроизводится какой-нибудь «якорёк» — запах, образ, кодовое слово, вкус и т. д. Такой методикой можно пользоваться при изучении иностранного языка (ассоциировать заучиваемые слова с русскими). При некоторых психических патологиях опосредованная память оказывается нарушенной, и больной не может воспроизвести промежуточное звено, которое помогло бы ему вспомнить всё остальное. Чаще всего это наблюдается при шизофрении и ригидности эмоциональных установок.

Нарушение мотивационного компонента памяти

Считается, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это связано с мотивационным компонентом памяти. Если человек знает, что он закончил какое-то дело, он больше не видит смысла к нему возвращаться. Если же задача осталась нерешённой, она постоянно будет всплывать в мыслях и требовать доработки до конца. Если эта составляющая нарушена, больной никогда не доводит возложенные на него дела до логического завершения, потому что просто забывает о них. Это приводит к социальной дезадаптации, так как окружающие начинают считать его безответственным и несерьёзным.

Псевдоамнезии

Некоторые специалисты псевдоамнезии относят к нарушениям памяти, а другие считают их психическим расстройством мнестической деятельности. Причина — обширное поражение лобных долей головного мозга. Непроизвольная память работает, тогда как произвольная оказывается нефункциональной.

Пример. Страдающему псевдоамнезией дают задание — запомнить на слух как можно больше слов. Из десятка произнесённых он сможет воспроизвести не более 3. Однако, если дать ему картинки, на которых изображено то, что только что проговаривалось, он узнает гораздо большее количество, чем воспроизвёл ранее.

Возрастные

У детей

Мнемонические расстройства у ребёнка чаще всего могут быть обусловлены двумя факторами: серьёзными соматическими заболеваниями (после травмы, при олигофрении или шизофрении) или расстройствами в мышлении и внимании. Иногда причиной становится педагогическая запущенность, если его не развивали в соответствии с возрастом. Обычно нарушения выявляются уже у младших школьников: на фоне одноклассников такие дети не могут воспроизвести стихотворения наизусть, не умеют пересказывать, не способны сконцентрироваться на уроке, имеют низкий интеллект.

Нарушения памяти у ребенка

Успешность коррекции напрямую зависит от причин. Например, психотравмирующие факторы снимаются с помощью психотерапевтов, соматические — посредством терапевтического лечения, педагогические — развивающими программами.

В подростковом и среднем возрасте

Нарушение работы памяти в этот период возникают, как правило, вследствие приобретённых заболеваний и травм. Причём с возрастом они могут носить всё более непостоянный характер. То есть во время затяжных депрессий и чрезмерных нагрузок они обостряются (страдает прежде всего кратковременная память), а после восстановления всё приходит в норму.

В пожилом возрасте

С течением времени нервная система и головной мозг подвергаются естественным процессам старения. Они постепенно атрофируются, количество нейронов уменьшается, связи между ними слабеют. Это становится основной причиной мнемонических расстройств пожилого возраста. Однако, если вести здоровый образ жизни и по возможности избегать психотравмирующих факторов, этот момент можно отсрочить.

Факт. Основные нарушения приходятся на возраст после рубежа 50 лет.

Патологические

При ряде заболеваний диагностируются наиболее стойкие и частые нарушения:

  • при шизофрении развиваются такие виды расстройств, как гипермнезия, анэкфория, псевдореминисценции, фиксационная и прогрессирующая амнезии;
  • при эпилепсии и после инсульта — антероретроградная;
  • при ЧМТ — ретроградная и антероретроградная.

Специалисты также отмечают и другие болезни, связанные с нарушением памяти.

Количественные расстройства могут быть связаны со следующими патологиями и состояниями:

  • олигофрения, маниакальный синдром, наркомания — гипермнезия;
  • невротические расстройства, большой наркоманический, психоорганический, паралитический синдромы — гипомнезия;
  • гипоксия — ретроградная потеря памяти;
  • Корсаковский неалкогольный психоз, аментивный синдром — антероградная;
  • оглушение, сопор, кома, делирий, онейроидный синдром — конградная;
  • кома, аментивный синдром, токсические поражения головного мозга, инсульт — антероретроградная;
  • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие, паралитический синдром — фиксационная;
  • синдром хронической усталости, психоорганический синдром, лакунарное слабоумие — анэкфория;
  • слабоумие, сенильная деменция, болезни Пика и Альцгеймера — прогрессирующая;
  • психогенные расстройства — аффектогенная;
  • истерический, психопатический синдром — истерическая;
  • алкоголизм — палимпсесты.

Качественные нарушения чаще всего связаны с такими заболеваниями, как:

  • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие — псевдореминисценции;
  • Корсаковский неалкогольный психоз — конфабулез;
  • психоорганический и параноидный синдромы — криптомнезии;
  • психоорганический синдром — эхомнезии;
  • деперсонализационные и дереализационные расстройства личности — феномены уже виденного и слышанного.

Диагностика

Чтобы диагностировать расстройства памяти, применяются различные методики:

  • сбор анамнеза;
  • электроэнцефалограмму (ЭЭГ);
  • компьютерную томографию (КТ);
  • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
  • общие анализы и УЗИ-диагностику для выявления соматического заболевания, ставшего причиной нарушений.

Основным диагностическим методом на протяжении многих лет остаются психологические тесты:

  • для выявления нарушений в КВП;
  • пиктограммы;
  • метод 10 слов;
  • текстология и многие другие.

В каждом отдельном случае специалист сам решает, какие именно методы использовать для постановки более точного диагноза.

Лечение

Лечение и коррекция нарушений памяти целиком и полностью зависят от причины их возникновения. Поэтому в первую очередь выявляется фактор-провокатор и предпринимаются все меры для его устранения. Обычно назначается терапевтический курс. Если происходит полное выздоровление, все пробелы восстанавливаются. Если речь идёт о неизлечимом заболевании, больному с этими проблемами придётся жить до конца своих дней.

Психиатрия рассматривает серьёзные расстройства, исправить которые без медикаментозной терапии невозможно. Чаще всего таким больным назначаются следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Луцетам, Ноотропил);

В лечении нарушений памяти одним из наиболее эффективных препаратов  является Глиатилин. Это оригинальный итальянский ноотроп, который разработан на основе уникальной фосфатной формы холина альфосцерата. Она позволяет быстро доставить действующее вещество к мозгу и лучше усвоиться. Курсовой прием Глиатилина способствует восстановлению процессов памяти как на прошлые, так и на текущие события. Оказывает положительное влияние на мыслительные процессы и работоспособность мозга, снижает общую утомляемость и другие астенические расстройства.

Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

  • субстраты энергетического обмена (глутаминовая кислота);
  • растительные средства (Билобил, элеутерококк).
Препараты ноотропы

Эти препараты отпускаются без рецепта, поэтому нередко используются в самолечении, чтобы повысить концентрацию внимания и работоспособность. Однако специалисты предупреждают, что это может иметь опасные последствия для здоровья.

А Вы знали, что… мнемонические расстройства лечатся гипнотерапией? Учёные до конца ещё не могут понять, как это работает, но полноценный сон позволяет существенно улучшить состояние больных.

В психологии коррекция проводится с помощью:

  • индивидуальных и коллективных тренингов;
  • упражнений для тренировки внимания, мышления и памяти;
  • различных мнемотехник;
  • создания смысловых фраз из первых букв;
  • рифмизации;
  • метода Цицерона (на основе пространственного воображения);
  • метода Айвазовского (на основе зрительной памяти);
  • психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Неожиданно. Знаменитая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания последовательности цветов в радуге является простейшей мнемотехникой.

Хороших результатов в коррекции добивается патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает любую патологию в сравнении с нормой. Постоянно возвращая пациента к отправной точке воспоминаний, им удаётся частично восстановить пробелы.

Рекомендации для людей с нарушением памяти:

  1. Вести активный образ жизни, заниматься спортом.
  2. Больше находиться на свежем воздухе (для улучшения мозгового кровообращения).
  3. Быть интеллектуально активными: читать книги, следить за новостями, решать кроссворды, вязать, играть в шахматы.
  4. Общаться как можно больше с людьми, заводить новые знакомства.
  5. Соблюдать режим дня. Высыпаться.
  6. Избегать стрессов, переутомлений, чрезмерных нагрузок.
  7. Соблюдать сбалансированную диету и питьевой режим.

Полезный совет. Специалисты считают, что ароматерапия помогает восстанавливать и корректировать различные нарушения памяти. В частности, улучшить долговременную позволяет регулярное вдыхание аромата розмарина.

Память — важнейшая составляющая жизни любого человека. Малейшие нарушения в её работе чреваты серьёзными осложнениями. Её можно постоянно тренировать и улучшать с помощью мнемотехник и специальных упражнений, не дожидаясь, когда возникнут возрастные проблемы. Но чаще всего люди забывают об этом, что рано или поздно приводит к различного рода расстройствам, которые не всегда можно откорректировать и пролечить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий