Психодрама: как правильно сыграть самого себя на сцене и в жизни?

Как показывает практика, на консультацию к психологу, а тем более на сеанс к психотерапевту люди не спешат записываться. Это происходит лишь в крайних случаях, когда обнаруживается, что это единственный выход и человек не способен самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Однако есть одно направление в этой сфере, на тренинги которого люди идут сами — причём даже те, у кого в эмоционально-поведенческом плане нет трудностей и отклонений. Это психодрама, которая совсем скоро будет отмечать столетие.

Федерация психодраматических тренинговых институтов регулярно организует в разных городах конференции и тренинги. Так вот билеты на них, несмотря на достаточно высокую стоимость, раскупаются все до одного в самые короткие сроки. В чём же кроется причина такой популярности?

Что это такое

В классическом понимании психодрама — это направление в психологии и психотерапии, суть которого — в организации групповых занятий с акцентом на драматической импровизации. Она позволяет раскрыть творческий потенциал человека, избавить от комплексов, расширить возможности адекватных реакций на происходящее, способствовать его социальной адаптации, понять то, что с ним происходит. На сегодняшний день она усовершенствована и постоянно развивается. Например, внедряется индивидуальная форма работы (метод назвали монодрамой).

Автором психодрамы является Якоб Морено (1889-1974) — румынский психиатр, психолог и социолог, основатель социометрии и групповой психотерапии. В 1921 году в театре Вены он поставил экспериментальную пьесу. Инновацией было то, что, во-первых, актеры импровизировали, а во-вторых, приглашали зрителей принять участие в действии. С тех самых пор 1 апреля (когда ставилась постановка) официально объявлен днём рождения психодрамы.

После этого Морено переехал в Штаты и основал там Центр развития психодрамы. Он даже разработал прибор, похожий по своим функциям на магнитофон, на который записывал сеансы. Результаты своих научных изысканий он публиковал в журнале Зигмунда Фрейда, с которым был знаком лично, — «Имаго».

Психодрама как метод психотерапии стала настоящим прорывом. До неё ведущим направлением был психоанализ. Пациент во всех подробностях воспроизводил свои сны, с помощью ассоциаций пытался связать их с тем, что происходит в его жизни. При этом он чаще всего лежал на кушетке, а психотерапевт слушал и записывал его излияния, находясь за ширмой.

Морено постоянно спорил с Фрейдом по поводу эффективности таких сеансов. Его не устраивала пассивная роль обоих участников психотерапевтического процесса. Он считал, что, поскольку человек социален, лишь в тесной связке с другими людьми он сможет найти решение своих проблем. Так зародилась не только психодрама, но и групповая форма работы.

Основные принципы и понятия

Чтобы понять, на каких принципах работает психодрама, нужно знать её основные понятия, которые помогают постичь суть данного направления.

Социометрия

Это инструмент измерения межличностных отношений, внутригрупповых связей, иерархии. Группа, которая является центром психодрамы, представляет собой живой, постоянно меняющийся организм — открытую систему. Социометрия позволяет понять, что в ней происходит на данный момент. Если раньше этот диагностический метод был собственностью Морено (он является автором) и психодрамы, то сегодня он активно используется практически во всех направлениях психологии и психотерапии.

Согласно социометрии, в каждой группе люди выполняют разные роли:

  • явные лидеры — те, кто не скрывает своего превосходства и готовы вести за собой остальных;
  • скрытые лидеры — те, кто остаются в тени, но при этом могут скрытно подталкивать других на принятие важных для группы решений;
  • звёзды — те, кто вызывает уважение и симпатию у других;
  • нейтралы — те, кто не вызывает особых эмоций у своих согруппников;
  • изгои — те, кого остальные члены группы не принимают.

Эти групповые роли выявляются достаточно легко. Всем задаётся один и тот же вопрос. Как пример: «С кем бы вы хотели оказаться на необитаемом острове? Выберите из своей группы 2-3 человек». После этого подсчитывается количество баллов (сколько людей выбрали того или иного согруппника). Максимум — это лидеры, минимум или ноль — изгои.

Психодрама предполагает распределение людей на группы так, чтобы в них не было изгоев. Она исключает принцип спонтанности: психодраматерапевт никогда не будет делать это по алфавиту или путём жеребьёвки. Сначала — на добровольной основе, затем — по результатам социометрических опросов. Важно, чтобы каждый участник процесса был уважаем и был принят теми, кто работает с ним над одним сценарием. Это создаёт комфортную обстановку, люди чувствуют себя увереннее, избавляются от комплексов и полноценно раскрываются.

Социометрия — важнейшая теоретическая основа психодрамы. Морено практиковал её как в малых группах (расселение студентов по 2-3 человека с комнаты общежития), так и в больших (переселение целой резервации индейцев).

Спонтанность

Вторая по значимости после социометрии теоретическая основа психодрамы. Она характеризуется либо как новая реакция на старую ситуацию, либо как адекватный ответ на что-то необычное. Без неё невозможно проявление творческого потенциала, который вселяет огонь в каждую проигранную на сцене (в группе) роль.

Представьте себе семью с многолетним стажем совместной жизни. Жена измучилась от равнодушия мужа, который за столько лет больше не видит в ней красивую женщину, достойную любви. Проблема в том, что в сценарии их брака перестала присутствовать спонтанность. Психодрама быстро решает проблему таких пар, предлагая им лишь изменить свои привычные реакции на ситуацию. Муж утром приносит жене кофе в постель, в течение дня пишет ей флиртующие смс, вечером дарит цветы и приглашает на свидание. Та, в свою очередь, меняет засаленный халат на соблазнительное платье, включает всё своё женское обаяние и влюбляет в себя супруга заново, как много лет назад. Обычно пары уходят с таких сеансов довольные и понимающие, в каком направлении нужно двигаться.

Спонтанность — необходимость бытия. В жизни постоянно присутствуют неожиданные моменты, на которые нужно быстро и адекватно реагировать. От этого зависит качество существования и гармония внутреннего мира. Не то сказали, не так сделали — и вот уже чувство вины и разъедающего сожаления порождает комплексы. Психодрама помогает вести себя правильно в такие моменты, не бояться импровизировать и быть уверенными в сказанном и сделанном.

Если спонтанность подавляется и не находит выхода, это становится основной причиной развития невроза.

Она является начальной стадией любого творческого процесса:

  • спонтанность — мотив, озарение, толчок для творческого движения вперёд, энергетический заряд, вдохновение;
  • креатив (2 стадия) — придание спонтанности конкретной формы, выбор направления, в котором следует двигаться;
  • культурная консервация (3 стадия) — сохранение продукта творчества во времени.

Спонтанность присутствует и в других направлениях психологии и психотерапии, но называется по-другому: либидо (Фрейд), оргонная энергия (Рейх).

Теория ролей

Третья теоретическая основа психодрамы. Существует несколько классификаций ролей, которые люди играют в жизни (а затем автоматически переносят их на работу в группе).

В зависимости от мотивов

  • Психосоматические роли (определяются жизненной необходимостью): испуганный (когда срабатывает инстинкт самосохранения) родитель;
  • психологические (определяются внутренними побуждениями): рассерженный, злой, добродетель, манипулятор;
  • социальные (определяются правилами поведения в социуме): пассажир, начальник, заказчик, бизнесмен.

В зависимости от конфликта

  • Функциональные роли

Характеризуются успешным разрешением конфликтных ситуаций. Позволяют сотрудничать с другими одногруппниками, устанавливать полезные связи, способствуют личностному росту. Есть устойчивые функциональные роли, которые давно знакомы человеку и которые он регулярно использует. Например, чтобы затушить скандал в паре, жена устраивает мужу романтический ужин. Есть и другой тип — рождающиеся, которые ещё не закреплены в сознании. Задача психодрамы — чтобы пациенты разучили правильные функциональные роли и умели их воспроизводить в жизни при необходимости.

  • Дисфункциональные роли

Противоположность функциональным ролям. Не только не помогают разрешать конфликтные ситуации, но и создают их. В итоге приводят к разрушению личности изнутри. Могут быть стабильными, проявляющими себя постоянно. Например, в ответ на запрет родителей (погулять, посмотреть телевизор, поиграть в планшет) подросток всегда поступает одинаково: хлопает дверью, запирается у себя в комнате и отказывается общаться. Такое поведение только усугубляет ситуацию.

Дисфункциональные роли могут быть уходящими, то есть периодическими. Пример: типичная ситуация — в троллейбусе кто-то кому-то наступил на ногу, но один и тот же человек в разные моменты может отреагировать на это по-разному. Если у него хорошее настроение, он сделает вид, что ничего не заметил. Но, если у него всё плохо, он устал и раздражён, может спровоцировать ссору на повышенных тонах. Это и есть уходящая дисфункциональная роль. Если она будет постоянно повторяться, станет генерализованной и перейдёт в разряд стабильных.

  • Коупинг

Нечто среднее между функциональностью и дисфункциональностью. Не такие креативные роли, как первые, и не столь разрушающие, как вторые. Они помогают отсрочить разрешение конфликтной ситуации, снять напряжение на какой-то период. В психодраме они разделяются на три группы. «Движение к» — подстраивание под агрессора, лишь бы он успокоился. «Движение от» — игнорирование оппонента. «Движение против» — резкая атака, обезоруживающая и на время шокирующая противоборствующую сторону.

Основная цель психодрамы — преобразовать дисфункциональные и коупинговые роли человека в функциональные.

В психодраме также используются понятия:

  • «теле» — двусторонний процесс передачи эмоций между всеми участниками, вчувствование друг в друга (цемент, скрепляющий группу);
  • катарсис — чувственное потрясение, взрыв эмоций, озарение, внутреннее очищение, которое должны испытать в кульминационный момент действия и зрители, и сам актёр;
  • инсайт — осознание того, как именно решить проблему.

Цель психодрамы — максимальное проявление на сеансах всех трёх моментов: «теле», катарсиса и инсайта.

Направления и виды

Направления

Психодрама в современной психотерапии представлена несколькими направлениями:

  • гипнодрама — введение пациентов в гипнотический транс во время психодрамы, используется чаще всего в психотерапии;
  • биодрама — участники примеряют на себя роли зверей;
  • социодрама — разыгрывание конфликтной ситуации внутри стабильной группы (в классе, в трудовом коллективе, в семье) для решения социальных проблем отдельной личности или всего сообщества;
  • куклодрама — драматическая ситуация разыгрывается с помощью кукол (направление, полезное для детей и активно используемое в детских садах);
  • импровизация — отсутствие чётко продуманного сценария.

Виды

Внутри непосредственно психодрамы выделяются следующие виды:

  • центрированная на протагонисте: основная задача — помочь в разрешении конфликта главному герою (все остальные участники выполняют вспомогательные функции);
  • центрированная на теме: главная задача — продемонстрировать всем участникам несколько вариантов разрешения конфликтной ситуации, единой для всех;
  • центрированная на группе: главная задача — помочь взаимодействовать участникам внутри команды, совершенствовать социальную адаптацию, приобрести навыки успешного общения;
  • направленная на группу: соединяет два последних вида — одновременно и конфликт разрешить, и улучшить отношения между участниками.

Группы тоже могут быть разными:

  • маленькие (менее 6 человек), оптимальные (6-9 участников), большие (более 9 людей);
  • гетерогенные (женщины и мужчины) и гомогенные (либо только женщины, либо только мужчины);
  • закрытые (супружеская пара, класс, трудовой коллектив) и открытые (формируются драмапсихотерапевтом спонтанно).

Сеансы могут быть короткими (20 минут) и длительными (до 4 часов). Средняя и самая оптимальная продолжительность — 50 минут.

Все направления подчинены одним и тем же принципам. Независимо от типа разыгрываемой ситуации и количества участников, действие всегда проходит через одни и те же стадии. Основные виды и фазы психодрамы составляют её базу.

Этапы

Психодрама — это сеансы разыгрывания различных ситуаций, которые показывают пациенту объективное положение дел, помогают принять верное решение и наладить связи с окружающим миром. Они представляют собой чётко организованное действие, в котором можно выделить основные фазы.

Этап 1. Разогрев

Чаще всего это двигательное упражнение или медитативная практика, заряжающая энергией и настраивающая участников на нужный лад (соответствует теме психодраматической сессии). От данного этапа зависит, насколько успешно пройдут все остальные стадии процесса. Основные цели: раскрепостить, стимулировать спонтанные реакции, сфокусировать на проблеме. Разогрев может быть направленным и ненаправленным, вербальным и невербальным.

Этап 2. Выбор протагониста

Проводится социометрический опрос, и психодраматерапевт на его основе выбирает лидера — человека, который на протяжении нескольких сеансов будет играть главную роль. В социодраме их может быть двое или трое.

Этап 3. Действие

Основное действие тоже раскладывается на этапы.

Стадия 1. Протагонист несколько раз проигрывает волнующую для него сцену, самостоятельно выбирая для неё участников из группы. При этом он пытается каждый раз менять сценарий, отвечая на вопрос: а что будет, если я поступлю так? а если по-другому? а что получится, если по-иному поведёт себя второстепенный герой драмы?

Стадия 2. Когда протагонист отыграл все возможные (с его точки зрения) роли в той ситуации, которая его волнует, контракт с ним разрывается. Его меняют на другого человека (скрытого лидера или звезду группы). И сценарий прогоняется ещё раз. Как показывает практика, спонтанность позволяет каждый раз открывать новые грани решения конфликта.

На этой стадии может возникнуть вопрос, а что даёт игра протагониста остальным участникам? Дело в том, что психотерапевт изначально подбирает членов группы с идентичными проблемами. То есть они видят «на сцене» собственную ситуацию. Второй момент — специалист старается, чтобы за два этапа основного действия в нём побывал каждый, внося в драматическую сессию свой вариант развития событий.

Этап 4. Шеринг

Заключительный этап психодрамы. Участники делятся своими эмоциями, чувствами, впечатлениями от того, что происходило. В нём выделяются две стадии.

Стадия 1. Я — в роли. Участники вкратце рассказывают, как они себя чувствовали на сцене, что дала им разыгрываемая психодрама.

Стадия 2. Я — в жизни. Каждый участник рассказывает собственную историю из своей жизни, которая идентична той, что только что была разыграна.

Стадия 3 (консервация). Я — в работе над ошибками. Каждым героем психодрамы делается вывод, что не так он делал в жизни, какие ошибки увидел с помощью разыгрываемой сцены и как он их может исправить в реальности.

Именно на стадии шеринга психодраматерапевт выходит из тени. Здесь он должен выполнить следующие задачи:

  • де-ролинг — помочь участникам выйти из роли и получить обратную связь;
  • восстановить их эмоциональную стабильность по окончании действия;
  • обеспечить им комфортное состояние.

Шеринг — основной этап психодрамы. Он может растянуться на несколько сеансов. Самое главное — дать высказаться всем участникам. При этом специалист заранее должен озвучить запреты, действующие в этой фазе: анализируя происходящее, категорически нельзя критиковать или высмеивать протагониста и других участников группы, делать им замечания, высказывать собственные суждения по поводу их игры. Весь процесс должен проходить на позитивной волне.

Техники, методы, приёмы

Самопрезентация

Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.

Дублирование

Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.

Показания к применению техники дублирования:

  • стресс;
  • одиночество;
  • обида;
  • подавленность;
  • страхи.

Технику дублирования нельзя применять, если:

  • участник должен принять самостоятельное решение;
  • протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью;
  • члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.

Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.

Обмен ролями

Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.

Показания:

  • необходимость нового видения проблемы;
  • снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает);
  • разрешение конфликтов между близкими людьми.

Противопоказания:

  • панические страхи, фобии, психотравмы;
  • психотический тип личности;
  • физическая и психологическая усталость.

Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.

Зеркало

Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.

Показания:

  • аутизм, закрытость, социальная дезадаптация;
  • апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения;
  • депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.

Противопоказания:

После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.

Упражнения

В психодраме есть домашние задания. Их дают родителям, чтобы те выполнили упражнения вместе с детьми и подростками, или сразу всем членам семьи.

Примеры упражнений:

«Пустой (или высокий) стул»

Для повышения низкой самооценки. Задание: главный герой (проблемная личность) в течение часа при активном общении с другими членами группы находится на возвышении, чтобы ощущать себя НАД всеми остальными.

«Идеальный не-Я»

Для разрешения конфликтной ситуации. Задание: один из членов группы должен сыграть не себя, а того, с кем он противоборствует, показывая его таким, каким бы хотел видеть. Второй смотрит и анализирует результат, принимая решение: может он таким образом измениться, чтобы исчерпать конфликт, или нет.

«Чудесная лавочка»

Рекомендуется для подростков (хотя для взрослых тоже полезно) для осознания своих истинных ценностей. Главный герой (проблемная личность) покупает в волшебном магазинчике всё, что ему нужно для счастья: мужество, любовь, карьеру. Но при этом должен чем-то заплатить (здоровьем, совестью, честью, отношениями).

«Один на один»

Упражнение для больших групп. Подойдёт для работы с детьми в саду или школе, а также для устранения конфликтных ситуаций в рабочих коллективах. Участники делятся на два круга — внешний и внутренний (в каждом одинаковое количество человек). Они движутся в разных направлениях. По сигналу психодраматерапевта останавливаются и разворачиваются лицом друг к другу. Те, кто оказался напротив друг друга, разыгрывают между собой определённую сцену (одинакова для всех). Например, пассажира и контролёра, продавца и покупателя, хозяина и собаки, мужа и жены. Затем все делятся впечатлениями.

Люди обычно охотно идут на психодраму, так как она позволяет им открыто высказаться и продемонстрировать себя в социуме (группе). Они получают оценку собственной личности не только со стороны психотерапевта, но и других людей.

Читайте также: Поведенческая терапия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий