Школьная дезадаптация: «трудный ребенок»? Ошибаетесь! Это нарушение психогенной природы!

Время от времени дети могут изъявлять желание не идти в школу (не выспались, из-за страха перед контрольной или невыученного урока и т. д.). Иногда у ученика возникает конфликт с конкретным учителем. Ребёнок может плохо учиться в силу слабых умственных способностей. Если подросток с утра поругался дома с родителями, вполне возможно, что на уроках он будет вести себя вызывающе и даже по-хамски. Всё это единичные случаи проблемного поведения. Все они рассматриваются индивидуально и чаще всего легко устранимы.

Однако бывает так, что все эти проявления изо дня в день обнаруживаются у одного ребёнка. Не контролированное поведение и плохая успеваемость в таких случаях объясняют неблагополучием в семье или трудным характером. На самом деле всё гораздо сложнее, и такое состояние имеет психогенную природу. Это школьная дезадаптация, которая является предметом изучения психологии и педагогики.

Что это такое

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьным реалиям, когда требования учителей становятся для него психотравмирующим фактором по ряду причин. Провокаторами могут стать его личностные новообразования, наследственность, семья, взаимоотношения с конкретным взрослым и многие другие обстоятельства, причём почти всегда они идут не по одиночке, а целым букетом.

К основным проявлениям относят трудности при усвоении учебного материала, игнорирование правил поведения, низкую успеваемость, недисциплинированность, сложности в общении с окружающими.

Яркий пример школьной дезадаптации — первоклассник, который привык к режиму дня детского сада. После обеда там можно было поспать, помогали завязывать шнурки, не получалось нарисовать ёжика — не беда. А дома ждали любящие родители, компьютер, игры и развлечения. Но это было раньше. Всё резко меняется, когда он приходит в первый класс. Напряжённый ритм дня, опаздывать нельзя, перемены короткие, со всеми трудностями нужно справляться самому. Что-то не получилось — плохая отметка. И даже дома приходится учить уроки, за невыполнение которых мама наказывает.

При психологической подготовленности ребенка к таким изменениям адаптация пройдёт нормально. Но некоторые оказываются настолько растерянными при переходе от детского сада к школьной жизни, что теряют ориентацию. Результат: «В школу не пойду», «Уроки делать не буду», «Мне не интересно», «Я ничего не понимаю» и пр. Негатив выливается на всех окружающих, портятся отношения с учителями, сверстниками, родителями.

Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть в любой момент. Особенно ярко она проявляется в ключевые периоды: при переходе из детского сада в школу, из младшего звена — в среднее, а также в подростковом возрасте. Но такое может случиться и посреди учебного года, если возникают какие-то личностные конфликты.

Проблема на протяжении многих лет является актуальной в психологии и педагогике. Чаще всего на детей, у которых она диагностируется, вешают ярлык «трудный ребёнок». С ним он кое-как заканчивает 9 класс и выпускается с букетом комплексов, а порой и личностных расстройств. В этом — вина педагогов (которым некогда с ним заниматься), школьных психологов (вся функция которых сводится к диагностике, но в коррекции они оказываются некомпетентными), родителей (которые не смогли ему своевременно помочь и оказать поддержку).

Подходы к решению проблемы

В педагогике и психологии на данный момент времени имеются три подхода к разрешению ситуации:

  1. Школьная дезадаптация ребёнка представляет собой психическое расстройство личности и требует психиатрического лечения.
  2. Школьная дезадаптация как педагогическое явление, т. е. основным провоцирующим фактором её развития становится отношение с учителями, их стиль преподавания и воспитания. Соответственно, и коррекцией должны заниматься исключительно они.
  3. Это сложный социально-психологический процесс формирования конфликта между личностью ребёнка и требованиями школы. Выход — комплексный подход к решению проблемы.

Несмотря на логичность и научную обоснованность последнего направления, в психологии это остаётся до сих пор открытой проблемой, вызывающей множество споров и неоднозначность в путях её решения.

Уровни развития

Виктор Ефимович Каган (доктор медицинских наук, клинический психолог, психиатр и психотерапевт) вплотную занимался вопросами школьной дезадаптации. Он выделял в процессе её развития следующие этапы.

Виктор Ефимович Каган

Педагогический

Когда ребёнок попадает в некомфортную ситуацию, он испытывает не только психологическую фрустрацию, но и физиологические проблемы, которые на данном этапе выражаются:

  • аффективной лабильностью;
  • невозможностью длительного умственного и физического напряжения;
  • невыносимостью громких звуков, резких запахов, яркого света;
  • нетерпеливостью;
  • неусидчивостью;
  • перепадами настроения;
  • повышенной утомляемостью;
  • потерей самообладания;
  • проблемами с засыпанием и пробуждением и др.

Все эти астенические проявления на данном этапе наблюдаются только при возникновении конфликтной, проблемной ситуации, носят неустойчивый характер и легко поддаются коррекции.

Психологический

Если ребёнок не получает помощи извне и не может справиться с ситуацией, он начинает психологически защищаться через асоциальные поступки: отказывается выходить к доске, идти с утра в школу, выполнять требования учителя и т. д. В 95% случаев взрослые (педагоги и родители) вместо того, чтобы разобраться с причинами такого поведения, усугубляют ситуацию: ругаются, наказывают, ставят плохие оценки.


В связи с этим на данном этапе астенические нарушения приобретают постоянный характер и усугубляются. Если раньше ребёнок просто не мог долго уснуть, теперь он страдает от бессонницы. Если прежде он мог отказаться от обеда, но, проголодавшись, съедал ужин, то здесь может наблюдаться полная потеря аппетита. В подростковом возрасте это чревато пищевыми расстройствами, анорексией. Реакция психологической защиты начинает распространяться и на внешкольную деятельность.

Состояние требует помощь квалифицированного психолога. В большинстве случаев он её не получает и переходит в разряд «глубоко трудных детей с асоциальным поведением».

Физиологический

Не найдя выхода из сложившейся ситуации, ребенок распространяет своё предвзятое отношение на всех окружающих. Если в начале развития школьной дезадаптации у него случился конфликт только с одним учителем, теперь он считает, что абсолютно все взрослые не способны его понять, а значит, не нужно и пытаться наладить с ними контакты. Если поначалу ему физически трудно было просыпаться и не опаздывать на уроки, сейчас он перестаёт контролировать этот момент и практически всегда приходит не вовремя.

От простого асоциального поведения дезадаптация отличается тем, что с каждым разом соматовегетативные проявления становятся всё более глубокими и могут перейти в хронические неврозы. Они, в свою очередь, приводят к нарушениям в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Становится понятным утверждение медиков, которые заявляют, что состояние здоровья большинства подростков продиктовано психологическими проблемами. И одной из самых частых является как раз запущенный и уже устоявшийся синдром школьной дезадаптации.

По своей длительности этапы формирования дезадаптации у каждого школьника индивидуальны. Но чем раньше будет оказана психолого-педагогическая помощь и поддержка со стороны родителей, тем больше шансов на успешную коррекцию и отсутствие осложнений в плане психического и физического здоровья.

Здесь особое внимание стоит обратить на то, что даже на последнем этапе поведение ученика может измениться в лучшую сторону под влиянием определённых факторов, т. е. психологически он может постепенно начать приходить в норму. Однако те соматовегетативные проявления, которые он приобрёл, останутся с ним и будут требовать постоянного медицинского контроля.

Компоненты

Выделяют следующие компоненты психологического состояния.

Когнитивный

Признаки:

  • невыполнение домашних заданий;
  • отсутствие активности на уроках;
  • отказ выходить к доске;
  • сдача пустой тетради на контрольных работах;
  • низкие умственные способности;
  • недостаток знаний, умений, навыков;
  • неуспеваемость по большинству предметов (основной признак компонента).

Когнитивный компонент дезадаптации в школе приводит к тому, что ребёнка отправляют на психолого-педагогическую комиссию, где решают об оставлении его на повторное обучение.

Эмоционально-личностный

Признаки:

  • нежелание думать о жизненной перспективе (если я не буду учиться, я не сдам экзамены, не получу аттестат, никуда не поступлю, не состоюсь в жизни и т. д.);
  • отношение к школе как к месту встреч с друзьями, но не как к образовательному учреждению;
  • отсутствие жизненных принципов, ориентиров, моральных ценностей, мотивации (ведущий признак);
  • проблемный круг общения.

Эмоционально-личностный компонент при профессиональном подходе педагога-психолога успешно корректируется даже в подростковом возрасте.

Поведенческий

Признаки:

  • асоциальное поведение (основной признак);
  • реакции отказа;
  • антидисциплина;
  • игнорирование школьных правил;
  • хамство, обзывательства;
  • противопоставление себя окружающим.

Стратегии поведения у дезадаптированных школьников могут быть разными:

  • пассивно-безучастное отношение к процессу обучения: не реагирует на требования и замечания старших, отличается равнодушием и нездоровым спокойствием (пофигизмом, как говорят подростки);
  • негативно-протестное поведение: дерзит и хамит взрослым и другим детям только в том случае, если его заденут (попросят выйти к доске, сделают замечание, толкнут и т. д.);
  • демонстративно-протестное поведение: сам идёт на конфликт, пытаясь привлечь к себе всеобщее внимание.

Поведенческий компонент обладает стойким, повторяющимся характером и с трудом поддаётся коррекции.

Причины

Для объяснения причин развития школьной дезадаптации учащихся в педагогической и возрастной психологии единого мнения нет. Одни считают, что единственный провоцирующий фактор — неразрешимый конфликт между требованиями образовательной среды и психофизическими особенностями ребёнка. Другие называют множественные предпосылки, которые приводят к развитию данной проблемы.


Чаще всего психотравмирующими факторами (предпосылками) становятся следующие обстоятельства:

  • невозможность освоения школьного материала из-за нарушений анализаторов, физических дефектов, проблем интеллектуального и психомоторного развития, ограниченных умственных способностей (последствия влияния этих факторов называются дидактогениями);
  • наследственность: врождённая уязвимость ЦНС;
  • влияние учителя, например, чрезмерные требования, несправедливость, наличие любимчиков, авторитарный стиль и т. д. (последствия — дидаскалогении);
  • влияние семьи: неблагополучная обстановка, отсутствие внимания со стороны родителей, стиль воспитания и т. д.;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • плохие отношения со сверстниками, позиция изгоя или непризнанного в классе;
  • любые психические травмы и расстройства личности.

Чаще всего нарушение процесса адаптации развивается у ребёнка под влиянием целого комплекса причин. Среди них есть и психофизиологические предпосылки:

  • школьная незрелость — неготовность к нагрузкам;
  • недостаточное развитие произвольности — невозможность соблюдения дисциплины, правил поведения, элементарной инструкции действий;
  • несформированность школьного вида мышления;
  • проблемы с речью или слухом;
  • низкий уровень познавательности;
  • отсутствие внутренней позиции.

Так как факторы школьной дезадаптации лежат в сфере не только психики, но и физиологии, их устранением должны комплексно заниматься не только психологи и педагоги, но и врачи, причём при глубокой заинтересованности и поддержке родителей.

Классификация

К вопросу классификации единого подхода в психологии нет. Например, Коган в своих трудах различает психогенную, невротическую, психопатическую, органическую (в зависимости от причин развития) формы. Однако подробное описание всех этих типов отсутствует.

Чаще всего в литературе и на практике используется классификация С. А. Беличевой. Согласно ей, школьная дезадаптация бывает:

  • патогенной: результат фобий и нарушений ЦНС, головного мозга, анализаторов;
  • психосоциальной: следствие полового созревания, ярких акцентуаций характера, нездоровых проявлений эмоций, недостаточного умственного развития;
  • социальной: формируется из-за отсутствия элементарного воспитания, ценностных ориентаций, асоциального поведения, деформации социальных установок.

В основе данной классификации также лежит оценка причин, приводящих к развитию поведенческих нарушений. Каждый из этих видов характеризуется разными проявлениями.

Признаки

Школьная дезадаптация затрагивает прежде всего пребывание ребёнка в стенах учебного заведения и может проявляться в следующих сферах:

  • пространственно-временной, когда ученик не может в силу разных обстоятельств соблюдать режим дня — он постоянно опаздывает, не ориентируется в кабинетах;
  • личностно–смысловой, если он не может наладить контакт со сверстниками, учителями, другими сотрудниками школы;
  • учебно–познавательной, что проявляется в его неуспеваемости.

Психологи называют следующие типичные признаки:

  • неврозы, истерики, раздражительность, перепады настроения;
  • скачки давления, частая кровь из носа, головокружения;
  • хроническая усталость;
  • страхи (боязнь учителя, контрольных работ, ответа у доски и т. д.);
  • неуспеваемость;
  • неадекватная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, панические атаки;
  • склонность к грубости и хамству, отсутствие воспитанности, вызывающее поведение;
  • недисциплинированность: постоянные опоздания, нарушение школьного устава и требований учителей, прогулы;
  • конфликтность;
  • трудновоспитуемость.

Часто у дезориентированных детей наблюдается один и тот же стереотип поведения: они с утра уходят в школу (так говорят родителям), а сами отправляются гулять по городу или отсиживаются в каком-нибудь укромном месте. Когда уроки заканчиваются (они отслеживают время), идут домой, делают вид, что всё в порядке и даже имитируют выполнение домашних заданий. Такие случаи, как показывает практика, далеко не редкость.

Особенности течения

Возрастные особенности

Начальная школа

С одной стороны, дезадаптация детей младшего школьного возраста охватывает более 80% учащихся. Это обширный процент, в котором виноваты сразу несколько сторон: родители, воспитатели детского сада и учителя начальной школы. Каждый из них должен психологически и физически подготовить ребёнка к такому серьёзному переходу.

С другой стороны, в этом возрасте состояние быстро корректируется. Как показывает практика, благодаря стараниям учителей, психологов и всё тех же родителей, к концу 1 класса она диагностируется уже только у 20% учащихся (усреднённые показатели).

Причины социально-психологической дезадаптации у младших школьников:

  • недостаточное или проблемное интеллектуальное и психомоторное развитие;
  • неспособность контролировать собственное поведение как следствие воспитания без запретов, которое сейчас в моде;
  • физическая слабость, болезненность, астенический тип нервной системы;
  • излишняя впечатлительность;
  • гипервозбудимость;
  • отсутствие интереса к учёбе, когда ведущей деятельностью остаётся игра;
  • неадекватная самооценка.

Средняя школа

При переходе из 4 в 5 класс некоторые дети также могут плохо адаптироваться из-за того, что один учитель сменяется сразу несколькими, и внимание к нему ослабевает, а требований становится больше. Однако преподаватели и психологи сразу вычисляют таковых (их всего 5-10%) на начальном этапе формирования нарушения и проводят соответствующую работу.


Старшая школа

С 8 по 11 класс резко увеличивается количество трудных подростков, у которых диагностируется школьная дезадаптация ввиду смены ориентиров (на первое место выходят друзья и самоутверждение среди них) и полового созревания. Трудности коррекции связаны именно с последним фактором, так как контролировать собственный организм подростки не могут. Изменения в гормональном фоне провоцируют перепады настроения, бунтарское поведение, нервозность и т. д. По окончании пубертатного периода всё встаёт на свои места.

Гендерные особенности

Дезадаптация чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек по ряду причин:

  • биологический фактор — уязвимость ЦНС к развитию психических расстройств выше у мальчиков;
  • полоролевой фактор — в воспитании на мальчиков оказывается большее давление (должны помогать, защищать, содержать, уступать; не должны плакать, быть слабыми и т. д.);
  • количественный фактор — девочек в классе больше, чем мальчиков, и они оказывают друг другу поддержку.

Физиологические особенности

Согласно новому образовательному стандарту, с 2016 года родители могут привести в обычные школы детей с ограниченными возможностями, которые раньше имели право учиться только в специализированных учебных заведениях. За два года существования этого Закона психологи и учителя стараются донести общественности о несостоятельности такого решения именно из-за повальной школьной дезадаптации детей-инвалидов.

В специализированных учебных заведениях им уделяли достаточное внимание для того, чтобы они привыкли к новым условиям своего существования вне дома и соблюдению норм и правил. Ритм жизни в обычной школе это сделать не позволяет. Результат — и психическое, и физическое состояние ребёнка-инвалида ухудшается.

Диагностика

Разговор детского психолога с ребенком

Схема обследования младшего школьника:

  1. Проведение одной из диагностических методик.
  2. Психологическое тестирование.
  3. Обследование у врача.
  4. Собеседование психолога с учителем.
  5. Собеседование с родителями.

Существуют следующие диагностические методики.

Для начальной школы:

  • проективная методика Лускановой «Что мне нравится в школе?»;
  • методика Керн и Йирасека на ориентировочную школьную зрелость;
  • методика Немовой «Какой Я?».

Для среднего и старшего звена:

  • тест Филлипса на уровень школьной тревожности;
  • методика Балабакиной на отношение к школьным предметам;
  • социометрия Дж. Морено;
  • методика Лукьяновой и Калининой на мотивацию обучения.

Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации (на выявление факторов-провокаторов) также содержится в каждой из этих методик.

Коррекция и профилактика

Если у ребёнка в школе диагностируется дезадаптация, во-первых, все силы направляются на устранение её первопричины. В процесс коррекции активно вовлекаются родители (создают благоприятную атмосферу для формирования нужных акцентуаций и мотиваций), врачи (лечат органические последствия или предпосылки), учителя (обращают на ребёнка больше внимания). В то же время психолог проводит с «пострадавшим» отдельную работу, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.

Способов психологической коррекции — большое количество. Чаще всего практикуются:

  • регулярные беседы;
  • арт-терапия;
  • игровая деятельность на сплочение классного коллектива;
  • упражнения на развитие психических процессов (при их нарушении);
  • методика ассоциаций;
  • групповые тренинги.

В младшем школьном возрасте коррекция направлена, прежде всего, на развитие ведущих психических процессов и освоение правил поведения в обществе. С подростками работа идёт в первую очередь на формирование эмпатии, рефлексии, самоорганизации и самостоятельности.

Большую роль играет профилактика школьной дезадаптации, которая должна начинаться с семьи и детского сада. Если родители и воспитатели следят за развитием ребёнка и прививают ему основы поведения в обществе, у него вряд ли возникнут в дальнейшем проблемы с обучением. На протяжении всей учёбы в школе и дома необходимо предупреждать возможные конфликты и минимизировать стрессовые ситуации. Только так можно избежать этой проблемы.

Читайте также: Непослушный ребёнок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий