Сила есть, воля есть, а сила воли? Как современному Обломову вырасти в зрелую личность?

Воля представляет собой особый психологический термин. Это способность человека принимать конкретные решения и действовать в соответствии с собственными интересами. Своими же силами делать то, что задумано.

Воспитание волевых качеств личности

Что касается характеристик воли, они имеет несколько аспектов:

  • Субъект. Собственно, тот, кто планирует и думает. Сам человек. Здесь отражается его личностная сторона. Зрелость индивида.
  • Объект. То, на что направлена воля. Это может быть физический предмет или другая личность. В этом смысле можно говорить о прямом воздействии на другого индивида, подавление чужой воли посредством собственной. Классический пример — это властные отношения, когда интересы подчиненного не имеют значения для руководителя. То же самое можно сказать про коллектив, учебное заведение и прочие места, где есть четкая вертикаль власти и подчинения. Не важно, формальная или неформальная, вплоть до тюремной камеры.
  • Цель или направление. Конечная задача, которую планирует решить человек. Действующее лицо. Речь идет о достижении какого-либо результата, например, финансового. Заработать миллион к концу года. Ради этого трудиться каждый день и откладывать средства. Или об исполнении властного предписания. Сделать то и другое до определенного дня. В формальных структурах и отношениях воля руководителя оформляется документально: приказом, указом, руководством.
  • Инструменты. Чаще всего, таковыми выступают внешние, вспомогательные моменты. Например, государственное принуждение, если мы говорим о властных отношениях. В неформальных коллективах в качестве инструментов воли используются сила или авторитет. Первое держится на страхе. Второе — на уважении и готовности добровольно подчиняться.
  • Конечный результат. Собственно, то, что имеется в сухом остатке.
  • Сила воли. Знакомый всем термин. Описывает то, насколько интенсивно конкретный человек проводит в жизнь свои задумки, принятые решения.

Волю невозможно направить на самого себя, как считают многие психиатры и специалисты по психологии. Если человек действует подобным образом, его внутренние свойства личности вступают в противоречия. Начинается выраженный конфликт. Потому то люди не могут отказаться от наркотиков, алкоголя, переедания, курения и прочих пагубных привычек. Более того, состояние усугубляется. Поскольку попытки направить волевые усилия на себя приводит к напряжению, в лучшем случае к неврозам, тревожности, стрессу. Возможны и более опасные последствия.

В психологии, развитые эмоционально-волевые качества выступают чертой зрелой личности. Инфантилизм же как раз идет рука об руку с недостаточным уровнем развития этой сферы человеческой деятельности, психики. Но это поправимо. Поскольку необходимые качества можно развивать по собственному усмотрению. Целенаправленно.

Волевые качества человека

Причины недостаточного развития эмоционально-волевых качеств

Причины скудного развития морально-волевые качеств в 90% случаев социальные. Поскольку личность в целом формируется только под действием общества, его институтов. От семьи до прочих малых и крупных групп. Есть и менее распространенные факторы. Они касаются возможных патологий, в частности, расстройств психики и личности. Попробуем разобраться в вопросе подробнее.

Чрезмерная опека

Как показывает практика, если человека постоянно опекают, это снижает скорость и качество развития воли. Стоит вспомнить определение. Речь идет, во-первых, о способности самостоятельно думать. Во-вторых — действовать. В-третьих — в собственных интересах. Все три момента при чрезмерной опеке искажаются. Вместо самостоятельности мышления — прививают подчиняемость, конформизм по типу «делай как все». То же самое касается и второго момента. Что насчет собственных потребностей — все должно быть в интересах «правильности». Нельзя бегать — это невоспитанность. Нельзя драться — это невоспитанность. Нужно делать все, как требует общество и родители.

Если так продолжается, воля подавляется, остается только подчиняемость. Подобный стиль воспитания приводит к безволию, бесхребетности и легкой управляемости. Такие люди с трудом принимают решения и практически не могут их реализовать, поскольку не было такого опыта ранее. Приходится учиться заново. Получается это не у всех, да и желания такого обычно нет.

Недостаточность опеки и внимания со стороны родителей

Формирование безволия может быть связано не только с гиперопекой. То же самое возникает и в обратном случае, правда, не всегда. Речь идет о стиле воспитания, при котором родитель не воспринимает своего ребенка. Дает ему полную свободу действий и при этом не уделяет ни минуты реального внимания. Физически может находиться рядом, а эмоционально — бесконечно далек и отстранен невидимой стеной. Сказывается недостаток внимания.

Человек может остаться инфантильным в попытках заработать хоть каплю внимания от всего окружения. Так рождаются нарциссичные личности. При этом они все так же слабы с волевой точки зрения. Плохо ориентируются в жизненных ситуациях и не могут принять самостоятельно решение далее собственной потребности в любви. В худшем случае — любви паразитической.

Императивный стиль воспитания

Сказывается примерно тем же образом. Присутствует гиперопека, только в еще более сложном выражении. Если либеральное воспитание основывается на разумных ограничениях, при этом человек думает сам. Императивное всегда основано на принуждении, насилии – физическом или психическом. Часто — на сочетании одного и другого. Это еще хуже, поскольку человек вырастает забитым, всего и вся боится, совершенно не доверяет людям. Волевые качества не развиваются или развиваются в противоположном, узко ориентированном направлении, которое никак не связано с реализацией своих планов, поиска места в жизни.

Потому императивное воспитание — большое зло с точки зрения формирования личности.

Частые неудачи в жизни

С ними встречаются уже в более поздние годы. В подростковом возрасте и так далее. Полностью подавить и сломить волю они не способны, но могут подорвать веру в себя. Соответственно, человек перестанет нормально планировать и действовать. Основным тормозом станет страх перед неудачей. Этот вопрос можно и нужно прорабатывать под контролем психолога или психотерапевта.

Особенности психотипа

В некоторых случаях именно психотип — корень всех бед. Некоторые люди подобны тому самому Обломову, у которого есть мысли, есть планы и целая туча желаний, а вот способности встать с постели и сделать задуманное — нет. Эдакая «полуволя» не считается полноценным качеством. Это скорее вариант эскапизма или пустого фантазирования. Трансформировать ее в реальные действия можно. Было бы желание и немного свободного времени. Вопрос лучше всего прорабатывать под контролем специалистов.

Психотип скорректировать нельзя. Он на всю жизнь. А вот справиться с отдельными, наиболее неприглядными качествами, сгладить их — вполне возможно.

Нарушения высшей нервной деятельности

В основном, связанные с патологическими процессами психиатрического плана. Например, безволие (так называемая абулия) сопровождает шизофрению. Это часть так называемой негативной симптоматики, когда пациент перестает быть самим собой. При этом, как ни странно, воля страдает чаще всего. Наступает апатия, когда к тому же ничего не хочется. Состояние неестественное и не обусловлено социумом. Это результат нарушения нормального баланса нейромедиаторов в головном мозге.

Болезни неврологического характера

Встречаются немного реже. Среди них эпилепсия и прочие синдромы. В том числе врожденные. Они не всегда влияют на морально-волевые качества, хотя возможно и такое.

Воля — это качество, которое можно развить. Но для этого придется приложить усилия. Парадоксально, что чтобы развить качество, нужно его же и проявить. Это тренировка сама по себе. Далее мы представим некоторые инструкции, упражнения на развития способности принимать решения и претворять их в жизнь.

Как проявляется слабость эмоционально-волевой сферы

Слабость проявляется несколькими способами. Как правило, страдают все морально-волевые аспекты. Например, симптомы нормального (если можно так сказать), не патологического безволия будут такими:

  • Нарушение принятия решений. Неготовность решать самостоятельно. Обычно такие люди стараются всеми силами переложить решение на другого – на родителей, на супруга или супругу, на начальника. В конце концов, присутствует и более глобальный аспект.
  • Неуверенность в себе. Пациент психолога не может решиться на деятельность. Уверен в собственной неудаче. Почему так — уже сказано выше. Чаще всего речь идет о негативном перенесенном опыте. Возможна особенность личности.
  • Неспособность сделать то, что задумано. Основная проблема в неготовности ставить реальные маленькие цели и планировать свою деятельность. По этой причине как раз и не выходит реализовать задуманное. Это не столько безволие, сколько неумение правильно распорядиться собственным усилием, импульсом.
  • Неготовность принимать ответственность на себя. Банальный страх перед ответственностью присутствует у многих людей. Не стоит путать его с нежеланием брать не себя ответственность за то, что человеку не принадлежит. Это две разные вещи. Например, можно отвечать за собственную работу, но нельзя отвечать за действия другого человека: мужа, жены, друга, постороннего. В этом же случае страдающий безволием не готов отвечать за свои собственные действия и их результаты.

Справиться с этими патологическими моментами можно, если есть желание.

Виды свойств

Воля — это широкая совокупность качеств. Если привести перечень таковых, получится такая картина. Виды волевых качеств:

  • Самоконтроль

Готовность смотреть, что и как ты делаешь. Подчинять свою деятельность одной конкретной цели. То есть работать сообразно достижению результата. Это свойство зрелой личности.

  • Частично с этим качеством пересекается и другое. Так называемая дисциплинированность

Готовность действовать так, как того требует ситуация. Дисциплина особенно важна при необходимости достичь определенной цели. Поскольку недисциплинированный человек будет искать оправдания и постоянно отвлекаться. Классический пример. Нужно выполнять курсовую работу. Дисциплинированный студент с развитыми морально-волевыми качествами садится и делает свое дело. Не отвлекается и не откладывает в долгий ящик. Безвольный и легкомысленный — садится за работу в последний момент, проверяет соцсети, почту, играет (так называемая прокрастинация). Отсутствие дисциплины и самоконтроля пагубно сказывается и на рабочих аспектах. То есть в профессиональной деятельности такие люди не могут реализоваться как специалисты, если не переломят себя.

  • Организованность

Умение самостоятельно планировать собственную деятельность. Тут опять же напрашивается пример с курсовой работой. Разумный студент понимает, что делать свое дело нужно, поскольку от этого зависит учеба, результаты в будущем. Потому сначала садится за работу, потом оставляет время на отдых и развлечения. Что касается безвольного не организованного человека, он все делает в последний момент. Не умеет правильно распределить силы и ресурсы, основной из которых — время.

  • Важное волевое качество — это настойчивость. То есть готовность действовать снова и снова, чтобы достичь определенного результата

Например, молодой человек организовывает бизнес. Берет кредит, начинает производство или оказывает услуги. Прогорает и теряет деньги. В этом случае варианта два. Опустить руки и плюнуть, назвав себя неудачником. Или же взяться за дело снова, с энтузиазмом, основываясь на ошибках, которые были сделаны. Волевой человек умеет вставать, после падения. Это основное отличие. В негативном ключе настойчивость перерастает в упрямство. Это уже отрицательное качество. Оно сопровождается неправильным распределением волевых усилий в ущерб нормальной деятельности, достижению результатов.

Как развить силу воли

Что еще относится к волевым качествам человека?

Энергичность. Ее можно назвать работоспособностью. Это готовность мобилизовать ресурсы собственного организма и объективные факторы, чтобы достичь поставленной цели. Важно, чтобы энергичность сочеталась с настойчивостью.

Смелость. Как правило, врожденное качество личности, обусловленное психотипом. При этом, оно необходимо для развития некоторых других моментов. Смелость можно определить как возможность и способность противостоять страху. Это не часть воли, но предпосылка для ее формирования и развития. Также речь идет о готовности идти на риск. Важно, чтобы смелость сочеталась с прочими свойствами. Поскольку риск должен быть оправданным. Особенно нужна смелость и решительность бизнесменам, предпринимателям.

Решительность. Важное свойство личности. Характеризуется готовностью принимать и претворять собственные, обоснованные решения. Как и можно понять из названия качества. При этом, важно, чтобы это не было пустым желанием действовать. Имеется в виду взвешенность, «спланированность» действия, так сказать, трезвый расчет. Только в этом случае будет толк от принятого решения.

Выдержка. Готовность терпеть некоторые неприятные моменты, препоны, которые появляются на пути к достижению цели. О выдержке можно говорить, если человек готов действовать сообразно принятому решению и четко видит свою цель. Не сдается при появлении трудностей.

Самостоятельность. Какие качества личности принято называть волевыми? Когда говорят о них, в первую очередь имеют в виду самостоятельность. То есть готовность думать своей головой и принимать решения без давления со стороны других. Основанное на трезвом расчете, разуме и обоснованном риске. Это важный момент.

Инициативность. Готовность действовать без стороннего влияния. Можно назвать ее активностью. Безвольный человек обычно ничего не хочет, не готов что-то делать. Однако придается мечтаниям, это форма эскапизма, бегства от реальности. Тем более что такое качество личности никогда не приходит одно. Речь о совокупности негативных качеств личности.

Целеустремленность. Умение планировать и двигаться к четко обозначенной, поставленной цели. Непременное качество волевой личности. При этом, важно, чтобы цели были выполнимыми, достижимыми и не слишком глобальными. Если говорить о промежуточных этапах.

Ответственность. Готовность пожинать плоды своей деятельности.

Характеристика волевых качеств позволяет говорить о человеке, которого можно назвать зрелой, готовой к деятельности личности. Разумеется, степень развитости этих свойств будет разной у каждого конкретного члена общества.

Как понять, насколько сильно развиты свойства у человека

Указанные выше свойства основаны на опроснике Чумакова. Это оригинальная методика оценки характеристик, личности. Полноценный тест на волевые качества. Он состоит из 78 вопросов. Каждый оценивается в 0-3 балла. В зависимости от того, какой ответ дает респондент.

По результатам можно судить о степени развитости необходимых качеств. Каждого по отдельности и в целом.

Как развивать эмоционально-волевую сферу: основные направления

Развитие волевых качеств человека — задача вполне решаемая. Все зависит от делания и готовности поработать над собой.

Основной совет тем, кто хочет пройти тренировку волевых качеств — делайте то, что не хочется. Если дать более конкретные рекомендации:

  • Не отвлекайтесь. Учитесь концентрировать свое внимание на цели. Когда работаете — не проверяйте соцсети, забудьте про серфинг в интернете. И так далее.
  • Планируйте свой день. Дисциплинируйте себя. Строго и неукоснительно соблюдайте режим.

Какие еще приемы способствуют формированию волевых качеств?

  • Анализируйте свои неудачи и успехи. Сильные и слабые стороны. Повышайте уверенность в себе.
  • Запишитесь в спортивную секцию или кружок по интересам. Посещайте их.
  • Постоянно учитесь. Учеба требует волевого усилия.
  • Боритесь со своими недостатками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий