Заика так и останется заикой? Или есть эффективные методики борьбы с заиканием?

В медицинской литературе можно найти самые разные определения заикания. Кто-то характеризует процесс как темпо-ритмическое нарушение речи врожденного, приобретенного характера. Другие акцентируют внимание на судорожном компоненте и говорят о заикании как о расстройстве речи, развивающемся на фоне внезапного, периодического напряжения и мышечного сокращения мускулатуры одного или нескольких компонентов артикуляционного аппарата. Есть еще несколько вариаций. О чем это говорит? Можно сделать два вывода:

  • Патологический процесс до конца не изучен. Дело все еще движется и далеко от завершения. Появляются новые теории, предположения, научные позиции.
  • В этиологии, течении расстройства, а также его лечении существует немало белых пятен. Вопросы все еще остаются актуальными.

Почему развивается логоневроз

Как бы то ни было, заикание было и остается серьезной проблемой в логопедии. Согласно исследованиям ученых со всего мира, частота патологического состояния варьируется в пределах двух процентов. От семимиллиардного населения, это почти 140 миллионов человек. И речь идет лишь о развитых странах, которые ведут четкую статистику. На самом деле количество больных, скорее всего, можно смело увеличивать в несколько раз.

Болезнь в основном развивается у детей дошкольного возраста. Затем, к несчастью, сама она не проходит. Нужно специализированное лечение. И то, гарантий восстановления никто не даст. Существуют резистентные патологические процессы, которые никак не поддаются коррекции даже при плотном, профессиональном подходе.

Состояние имеет собственный код по МКБ-10: F98.5. Есть несколько синонимов патологического процесса: логоневроз, лалоневроз как самые широко используемые. Речь идет об  одном и том же. Нарушение рассматривается в качестве комплексного, психосоматического расстройства. Поскольку затрагивает оно и анатомические, функциональные структуры, и психику пациента.

Давайте поговорим, почему развивается заикание, как его выявить, лечить и что делать, чтобы патология не развилась.

Механизмы развития заикания

Если говорить о патогенезе нарушения, оно развивается по такому сценарию.

  • За нормальную речь, функцию говорения, построения фраз отвечают две основные структуры. Первая расположена в височной области. Это так называемая зоне Вернике. Она регулирует восприятия чужой и воссоздание собственной внутренней речи. Вторая структура — это центр Брока. Располагается в лобной доле. Отвечает за формирование речи, логику высказываний и прочие фундаментальные особенности. В ходе заикания, поражена именно зона Брока. Она приходит в состояние гипервозбуждения. Чрезмерно интенсивные сигналы передаются и на те области головного мозга, которые регулируют двигательную активность мимических, артикуляционных структур: неба, языка, губ.
  • После передачи сигнала на двигательные центры, они тоже приходят в чрезмерное возбуждение. Передают импульс к самим мышцам, мускулатуре. Развивается конечная фаза патологического процесса.
  • Непосредственно сами мимические мышцы, мускулы неба, языка, губ приходят в хаотичное движение.

В результате, человек начинает удлинять звуки, повторять их по нескольку раз. Темп и ритм речи становится нестабильным. В основном, трудности возникают с согласными звуками.

Это основа патогенеза. Что же касается конкретных механизмов, их может быть несколько. Причем у одного и того же пациента. Если обобщить факторы становления проблемы:

Социальный механизм

Как правило, в изолированной форме не провоцирует заикания. Этот механизм касается особенностей сферы, окружения, в которой растет ребенок. Как правило, наиболее разрушительное влияние оказывают стрессовые ситуации, постоянная ругань, конфликты, наказания. И авторитарно-императивный тип воспитания в целом. Это вредно не только для поведенческой составляющей, но и для психики вообще. В том числе и в таком аспекте как развитие речевой функции молодого пациента.

Органические расстройства работы головного мозга

Патологический процесс подобного рода может быть любым. От гипоксии на фоне родовых проблем до перенесенных инфекционных болезней по типу энцефалита, менингита. Сюда же можно отнести опухолевые процессы, травмы. Интересно, что и эпилепсия порой провоцирует заикание. Причем не обязательно классическая форма с судорогами, припадками. Есть и более мягкие формы заболевания. Часто эти патологии идут рука об руку, это нужно учитывать при обследовании и обращении к врачу.

Органические расстройства функциональной активности артикуляционного аппарата

Например, врожденные нарушения структуры речевого аппарата. Пороки по типу заячьей губы, волчьего неба, даже если они были устранены в самом раннем возрасте. А уж если с лечением заболевания медлили, риски растут многократно. Встречаются и менее заметные проблемы: короткая уздечка языка, незначительные структурные изменения костей черепа, челюстей и так далее. Нужно разбираться на месте.

Особенности центральной нервной системы

Возбудимость церебральных структур у всех разная. Потому одни люди более предрасположены к заиканию, чем другие. Особенности высшей нервной деятельности проявляются в рамках темперамента, акцентуации. Потому довольно просто наперед предсказать, какова вероятность нарушения у конкретного человека. Если риски существенные, настоятельно рекомендуется придерживаться правил профилактики (о превенции речь пойдет далее).

Генетические факторы

Как ни странно, но заикание имеет четко выраженную наследственную составляющую. Это не стопроцентная гарантия того, что патология обязательно разовьется. Но риски такие на самом деле есть. Если отец, мать или старшие родственники восходящей линии страдают заиканием, вероятность повышается в несколько раз. Нужно строго следовать правилам профилактики. В несколько меньшей мере риски присутствуют, когда болеет родственник боковой ветви. Например, брат или сестра. Но определенную долю внимания состоянию уделить все же стоит. Передается ли заикание по наследству? Строго говоря — нет. Но риски — передаются от родителей к детям.

Ни один из названных механизмов не провоцирует патологический процесс сам по себе. Даже в комплексе речи о гарантии развития заикания не идет. Это всего лишь предрасполагающие факторы. Вероятность заболевания повышается. Далее, достаточно триггера, спускового механизма.

Проще говоря, заболевание имеет два аспекта: пациент предрасположен к нарушению. При определенных условиях, оно может актуализироваться или же нет.

Как было сказано, факторы часто встречаются по нескольку сразу. Например, особенности личности плюс социально обусловленные механизмы. Важно сообщить врачу-логопеду или дефектологу все сведения, которые хоть как-то относятся к ситуации. Это поможет собрать по-настоящему полный анамнез, разработать эффективную стратегию терапии патологического процесса.

Логоневроз у детей

Основные причины патологического процесса

Стоит конкретизировать механизмы. Причины важно знать, чтобы с одной стороны разработать грамотную стратегию профилактики. А с другой — помочь справиться с уже существующим заболеванием.

  • Принадлежность к мужскому полу

Как показывает статистика, мальчики более склонны к развитию патологического процесса в сравнении с девочками. По всей видимости, это связано с более поздним становлением речедвигательных функций. Девочки ввиду раннего развития, несут меньшие риски. Хотя вероятность патологического процесса все равно есть. Соотношение, по разным оценкам, составляет 3:1 в пользу представителей мужского пола. Есть некоторые разночтения в этих цифрах: кто-то указывает на большие показатели, пропорции.

  • Лабильность нервной системы

Или, если говорить проще, повышенная подвижность центральной нервной системы. Высшая деятельность характеризуется неустойчивостью. Объективно, лабильная нервная система проявляется резкими переменами настроения. Это заметно чуть ли не с пеленок. Сейчас ребенок улыбается, а уже через секунду — плачет и капризничает. В какой-то мере все дети склонны к такому поведению. Потому определить тип нервной системы до достижения 3-5 лет довольно трудно. Диагностика может быть осложнена.

  • Психотравмы

Психотравмирующие ситуации повышают вероятность патологического состояния в несколько раз. Сюда можно отнести все, что угодно: отсутствие матери в жизненно-важный период, наказание, насилие и прочие факторы. Подобные причины развития заикания не корректируются вообще. Остается бороться с последствием. Согласно медицинской практике, удается это с переменным успехом. Нужен хороший, квалифицированный логопед-дефектолог.

  • Леворукость

Левши мало отличаются от прочих людей. Но на фундаментальном уровне, смена «ролей» структур головного мозга приводит к выраженной дисгармонии во взаимодействии полушарий. Результатом становится недостаточно равномерное перераспределение нервного импульса. Человек, страдающий заиканием, не обязательно левша. Но левша чуть ли не в 30-40% случаев — человек с заиканием. Хотя возможны и латентные, «спящие» формы расстройства, которые ждут своего часа.

  • Позднее начало речи

В первые несколько лет жизни формируются правильные паттерны распределения нагрузки на головной мозг, стимуляции речевого аппарата. Постепенно, движения и артикуляционные позиции становятся автоматизмами, человек принимает их без участия сознания и волевого усилия. Патологический процесс начинается, если в первые три года жизни ребенок не освоил базовые речевые навыки. Чем дальше — тем выше вероятность аномального состояния. И тем труднее будет коррекция в будущем.

  • Раннее развитие навыков говорения

Речь идет о развитии неправильных артикуляционных позиций. Дети, которые начинают говорить раньше сверстников (то есть, примерно к полутора-двум годам) не имеют достаточного опыта говорения. Зато очень любят рассказывать, общаться с родителями. Поспешность как раз и приводит к патологическому процессу.

  • Отягощенный анамнез

О нем уже было сказано ранее. Генетическая предрасположенность, неблагоприятная наследственность. Вероятность развития патологического процесса изначально выше, чем у прочих людей. Нивелировать все риски можно только в том случае, если будет предпринято достаточно мер для профилактики расстройства.

  • Изоляция

В этом случае речь идет о варианте психической травмы. Молодой пациент должен иметь достаточное количество социальных контактов. Родителями дело ограничиваться не может. Нужно общение со сверстниками. Это позволяет развить социальные навыки, обеспечить достаточный речевой опыт. Еще хуже дело обстоит, если и сами родители, взрослые родственники не хотят слушать ребенка, заняты своими делами. С одной стороны, возникает сильная стрессовая ситуация. С другой — не хватает практики говорения, чтобы отработать артикуляционные навыки, натренировать речевой аппарат.

Читайте также: Методы обучения ребенка говорению

  • Строгость в воспитании

Провоцирует повышенное возбуждение центральной нервной системы. Избыточно строгие, авторитарные родители (особенно токсичная мать), которые давят на свои детей, провоцируют психологические травмы. Находясь в постоянном напряжении, центральная нервная система молодого пациента не справляется с такой непосильной нагрузкой. Заикание начинается в первые несколько лет жизни. Но может развиться и позже. Строгость, императивный подход в воспитании становится тем самым триггером, спусковым механизмом развития нарушения.

  • Органические и структурные поражения головного мозга

Опухоли, воспалительные процессы, врожденные аномалии и анатомические изменения. Счет возможных состояний идет на десятки. Необходимо выявить конкретную причину и устранить ее. Это будет первый шаг на пути к коррекции речевой функции.

  • Пороки речевого аппарата

Психосоматика заикания — это комплекс процессов. Одни касаются работы головного мозга, психики. Вторые — органических расстройств. Но не всегда происходит именно так. Порой всему виной банальная неспособность нормально произносить звуки. Например, при неравномерном развитии челюстей, асимметрии лица, короткой уздечки языка, врожденных пороков развития. Тут имеет место чисто физическое нарушение. Анатомическая аномалия. Устранять ее нужно быстрее. Поскольку потом переучить ребенка на здоровый лад будет трудно.

  • Общее состояние здоровья

Психические, соматические заболевания сами по себе повышают вероятность развития патологического процесса. Но еще не гарантируют, что ребенок будет заикаться. Тут все зависит от компенсаторных факторов: социального окружения, медицинской помощи.

  • Изучение сразу нескольких языков

Билингвы более склонны к развитию заикания, что обусловлено ускоренным развитием речевой коры. Проще говоря, тело, головной мозг ребенка попросту не успевают за его социальной активностью. Потому ученые и логопеды практики настоятельно не советуют изучить с ребенком сразу два языка. Даже, если таковы социокультурные, этнические потребности родителей. Нужно дождаться необходимого момента. Хотя бы переждать первые 5-6 лет жизни.

  • Родовые травмы

Встречаются достаточно часто. В основном обусловлены ятрогенным фактором (действиями врача, акушера, среднего персонала).

  • Избыточное утомление

Особенно в ранние годы, когда центральная нервная система только-только формируется и еще не может выдержать нагрузки, которые переживают взрослые. Особенно часто подобное случается при избытке впечатлений. Например, когда ребенок идет в сад. Заикание может манифестировать в первом классе из-за резкого наращивания объемов нагрузки. За состоянием ребенка нужно внимательно наблюдать. Если что — корректировать его, что называется, «на берегу».

Механизмы заикания, причины патологии у детей дошкольного и школьного возрастов примерно одинаковые.

Развивается ли заикание у пациентов старшего возраста?

Да, взрослые тоже находятся в зоне повышенного риска. Каковы же причины становления патологического процесса:

  • Сильные стрессовые ситуации. Психотравмирующие случаи. Как правило, это не истинное заикание. Потому при достаточной работе с психотерапевтом можно справиться с расстройством и устранить его без следа.
  • Нарушения работы головного мозга. Например, старческие процессы, деменция, предеменция. Сюда же можно отнести склеротические изменения у пациентов любого возраста.

У взрослых пациентов заикание развивается исключительно редко. Причины тому всегда патологические.

Заикание у взрослых людей

Основные фазы развития заикания

В своем развитии заикание проходит 4 основных стадии или фазы.

Начальный этап формируется в самые ранние годы

Человек пока еще не осознает сути проблемы, потому не считает, что с ним что-то не так. Симптоматика пока еще скудная, но уже заметна любому наблюдателю. Проблемы списываются на ранний возраст. Но стратегия «авось само пройдет» не работает. Время движется, а самоустранения нарушения так и не наблюдается. Попытки надавить на молодого пациента приводят к еще худшему результату: заикание усугубляется.

2-я фаза формируется спустя несколько лет

Количество речевых ситуаций, которые сложны или нежелательны для человека, увеличивается. Пациент стремится заменять трудные для произнесения конструкции на что-то аналогичное по смыслу. Если словарный запас для возраста достаточен, все в порядке. Удается временно достичь компенсации патологического процесса. В зависимости от этиологии логоневроза, удается справиться с проблемой или же она продолжает прогрессировать. В некоторых случаях ребенок не понимает, что с ним что-то не так, хотя и осознает, что его речь отличается от речи других. Стойкой невротизации пока еще не наблюдается.

3-я фаза развивается в ранний подростковый период

В некоторых случаях — и того раньше. К 9-10 годам. Тут возможны два варианта движения патологического процесса. Одни пациенты так и не испытывают какой-либо неловкости в общении. Стремятся к достаточной коммуникации несмотря на стойкое закрепление аномального состояния. Другие же стесняются своей проблемы, потому стремятся по-возможности отказаться от речевых контактов. Судорожный синдром становится автоматическим. Справиться с ним уже довольно трудно. Особенно, если терапия не проводилась ранее. Предложения о лечении в первом случае пациент воспринимает со скепсисом. Во втором — не стремится к терапии, поскольку боится осмеяния со стороны врача.

4-я фаза, она же конечная

Развивается далеко не всегда. В основном, до нее «добираются те пациенты, которые стесняются своей проблемы. Формируется настоящая личностная проблема. Больной боится говорить. Всеми силами избегает речевых ситуаций. Особенно непривычных для него. Складывается стойкая боязнь говорить. Это серьезно осложняет социальную жизнь пациента. Приводит к изоляции, отказу от общества, взаимодействия с социумом кроме самых элементарных действий: сходить в магазин и прочее. Тут нужна помощь уже не только логопеда-дефектолога, но и психотерапевта. Проблема становится особенно острой в поздний подростковый период и ближе к взрослому возрасту.

Общее правило одно — лечение должно начинаться как можно раньше. Так с патологическим процессом легче справиться. Можно искоренить заикание полностью. Не стоит тянуть с коррекцией.

Классификация патологического состояния

Классификация заикания используется для того, чтобы точнее описать патологический процесс. Врачи применяют следующие способы подразделить болезнь.

По типу судорожного синдрома:

  • Клонические. Мышцы внезапно и без ведома человека сокращаются. В результате получается так, что пациент произносит несколько однотипных звуков. Повторение букв встречается особенно часто.
  • Тонические. Внезапно, в процессе речевой деятельности, мышцы спазмируются. Человек не может произнести новое слово или продолжить старое, то, что еще не произнесено. Выходит задержка речи.
  • Смешанные. Часто встречается комплексная форма патологического состояния. Когда мышцы то спазмируются, то начинают сокращаться в хаотичном порядке, зацикливая процесс говорения на одном месте.

Есть и другие основания для классификации заикания. Например, подразделить расстройство можно по длительности и течению патологического процесса. В таком случае, называют такие формы отклонения:

  • Постоянное заикание. Человек заикается всегда. Аномальные речевые состояния наблюдаются в любой речевой ситуации. Самостоятельно такая разновидность патологического процесса не уходит никогда. Требуется специальная терапия под контролем логопеда-дефектолога.
  • Рецидивирующая форма. Заикание наблюдается периодически. То есть, то нет. Как скоро патологическое состояние вернется, не скажет ни один врач. Имеет смысл пройти специальное лечение плюс придерживаться правил разумной профилактики. О Методах превенции будет сказано далее.
  • Возвратная разновидность. В некоторых случаях уже после лечения и, казалось бы, полного контроля над ситуацией, заикание возвращается. Причина, с большой вероятностью, заключается в неправильной или неполной терапии. Имеет смысл повторить курс, на сей раз, с учетом новых обстоятельств. Провести дополнительную диагностику также не будет лишним.

Наконец, по этиологическому признаку различают следующие виды логоневроза. Они похожи по произношению, но сильно отличаются по сути.

Невротическая форма заикания

Лечится наиболее просто. Для нее типичен «чистый» анамнез. У человека не было ни родовых травм, ни прочих проблем. Наследственность, как правило, тоже довольно благоприятная. Нет ни психических, ни прочих факторов, которые могли бы спровоцировать расстройство. Имеет смысл искать функциональную проблему. То есть, нет ни одной формальной причины развития реального заикания.

Как правило, невротическая форма развивается внезапно в ответ на стрессовую ситуацию. Интересно, что именно этому процессу наиболее подвержены взрослые пациенты. Лечение проводится под контролем логопеда-дефектолога и психотерапевта. На полное восстановление требуется до 10-15 сеансов у грамотных врачей (каждого специалиста).

К счастью, невротические разновидности лечатся просто и не склонны к рецидивам. Патологический процесс уходит насовсем, если терапия достаточно квалифицированная и качественная.

Неврозоподобное заикание

Встречается несколько реже. Тут как раз имеет место органическое нарушение. Будь то травма или иное поражение головного мозга, расстройство со стороны речевого, артикуляционного аппарата. Имеет смысл провести полное обследование у невролога, чтобы установить этиологию расстройства.

У пациентов с неврозоподобным заиканием имеют место особенности личности: тревожность, робость, боязливость и неуверенность, нерешительность. Скорее всего, эти факторы будут усугублять процесс в будущем, если проблема не будет устранена.

Коррекция включает в себя как стандартные методики лечения, так и устранение первичного фактора-провокатора.

Все описанные классификации широко используются в медицинской практике.

Симптомы патологического процесса

Клиническая картина зависит от конкретного случая. Но в целом, всегда присутствуют одни и те же проявления. Плюс-минус. Среди них:

  • Нарушения дыхания

Вдохи становятся частыми. Причина в том, что человек набирает очень много воздуха. Так делать приходится, поскольку у заикающегося наблюдается огромный расход воздуха. Это обусловлено особенностями произношения. Вдох, как правило, шумный. Постепенно человек начинает произносить речевые конструкции и на выдохе, и на вдохе. Это своего рода компенсаторный механизм, чтобы скорректировать функциональную проблему.

  • Осиплость голоса, хрипы

Причина в том, что голосовая щель резко спазмируется. Это происходит при тонической разновидности патологического процесса особенно часто. Осиплость наблюдается как временное явление. Как только тонус локальной мускулатуры восстанавливается, голос тоже приходит в норму. Изменения отмечаются в острый период.

  • Замыкание на одном и том же звуке

Встречается при клонической форме заикания. Человек повторяет один и тот же звук. Обычно — согласный. Переключиться на другой не может, как бы ни хотел, поскольку развивается повторное сокращение одной и той же группы артикуляционных мышц. Затем состояние сходит на нет, Потом снова восстанавливается. И так по кругу.

  • Резкая остановка процесса говорения

Развивается на фоне тонической формы патологического состояния. Наблюдается резкий спазм мимических мышц, структур языка, щек, губ, неба. Всех тканей и органов, которые участвуют в речи. Артикуляционный аппарат «заклинивает». Остается дождаться самоустранения симптома. Затем все сходит на нет. А потом снова повторяется.

  • Объективно отмечаются нарушения нормальной артикуляции

Обнаружить этот симптом может только квалифицированный логопед. Самостоятельно обнаружить проблему невозможно.

  • Стеснительность, робость

Как следствие общественной, социальной составляющей заикания. Человек становится пугливым, боится общаться, сторонится людей. Это может продолжаться бесконечно долго. В отсутствии лечения очень скоро выливается в затворничество.

  • Фобии. Доходит до боязни говорить из-за выраженного дефекта.
  • Склонность к социальной изоляции

Невозможность общаться даже при большом желании. Человек старается отгородиться от мира, не уверен в себе, боится общества и людей. Такое состояние нужно лечить и как можно быстрее. Поможет психотерапевт.

  • Встраивание лишних звуков в слова, предложения

Это так называемая эмболофразия. Какой степени заикания сопутствует эмболофразия? Развивается она как компенсаторный механизм, начиная со второй стадии патологического процесса. Человек составляет лишние звуки в качестве проходных конструкций. Чтобы было проще перейти из одной артикуляционной позиции в другую.

Заикание сопровождается типичными симптомами. Не заметить его невозможно.

Лечение заикания

Диагностика патологического процесса

Диагностикой заикания занимаются группа специалистов. Неврологи, логопеды-дефектологи, также психотерапевты.

Обнаружить патологический процесс довольно просто. Диагноз заикания выставляют, если человек стабильно заикается, имеет симптомы патологического процесса хотя бы на протяжении нескольких месяцев. В дальнейшем диагноз может быть пересмотрен. Серьезная проблема не в констатации факта, а в поиске причины патологического процесса. Расстройство само по себе обнаруживается по таким проявлениям:

  • Изменения ритма говорения. Какой темп речи характерен для заикания — зависит от конкретного клинического случая. Как правило, это существенное замедление, замыкание на согласных.
  • Нарушения дыхательной функции.
  • Нарушения нормальной артикуляции, нарушения работы мимических мышц в качестве компенсаторной реакции на расстройство. Пациент гримасничает, пытается сдержать спазм, но ничего не получается. Зато попытка входит в привычку.

Обнаружить происхождение патологического процесса намного труднее. Если говорить о возможных методиках обследования.

  • Устный опрос пациента. Если он слишком мал, чтобы говорить о своем состоянии, опрашивают родителей. Важно выявить все возможные жалобы. В том числе и такие, которые, как кажется, не имеют никакого отношения непосредственно к заиканию.
  • Сбор анамнеза. Нужно понять, в какой момент начались проблемы и почему. На этой стадии происходит оценка общего состояния пациента, истории его рождения, жизни. Важно определить перенесенные заболевания, патологии. Оценить наследственный фактор и его влияния на состояние пациента.
  • Элетроэнцефалография. Методика, которая направлена на исследование электрической активности головного мозга и его отдельных структур. Имеет смысл провести ее в рамках первичного же обследования. Только потом делать выводы.
  • МРТ-исследование. Чтобы оценить структурное, анатомическое состояние головного мозга, всех церебральных структур.
  • Беседа с пациентом. Помогает оценить степень патологического состояния. Определить, насколько сильное заикание имеет место в конкретном случае.
  • Базовое неврологическое обследование. Рутинная методика, которая дает много информации.
  • Психопатологическое исследование. Если есть подозрения в функциональном происхождении заикания.

Это только часть возможных методик. Конкретный перечень мероприятия определяют врачи.

Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом

Есть несколько способов качественного лечения заикания. Задача — синхронизировать речевые центры и артикуляционный аппарат. Способы подразделяются в зависимости от возраста пациентов.

Дошкольники

Методик, которые помогают избавиться от заикания, несколько. Наиболее эффективны следующие:

  • Методика Выгодской. Рассчитана на несколько месяцев плотной работы. В непринужденной обстановке врач создает игровые ситуации. За счет этого, ребенок нарабатывает специальные речевые навыки, не беспокоится. Двигаться может в собственном темпе. Отсутствует какое-либо давление, что благотворно сказывается на результате. Лечение логоневроза включает в себя 36 сеансов в среднем.
  • Способ Смирнова. Комплекс подходит для детей дошкольного возраста. Основан на коррекции речевых навыков и личностных качеств. Рассчитан на полный год коррекции. Занятия проходят каждый день по 15-30 минут.
  • Методика Силивестрова. Курс рассчитан на 4 месяца. Занятия построены по принципу от простого сложному. Терапия проходит в три этапа. Каждый труднее предыдущего. На финальной стадии результат закрепляют.

Коррекционная работа при заикании начинается, примерно с 2-х-3-х лет жизни. Раньше смысла не имеет, поскольку возможны преходящие формы патологического процесса.

Можно ли вылечить заикание

Подростки и взрослые пациенты

Можно ли вылечить заикание у взрослого человека и подростка? Да, вполне. Но методики применяются совсем другие.

  • Стационарное лечение по Шкловскому. Это целый комплекс терапевтических мероприятий. Интенсивный курс рассчитан на несколько месяцев. Плюс-минус. Человек находится под наблюдением невролога, психотерапевта и логопеда-дефектолога. Получает качественную коррекцию, после чего избавляется от заикания.
  • По Арутюняну. Примерно 30 дней человек находится в стационаре. Затем проходит еще 30 сеансов терапии амбулаторно с перерывом в неделю между каждыми 5-7-ю занятиями. Результат стойкий. Удается его закрепить за счет более продолжительного и не столь интенсивного воздействия.

Есть и другие способы. Названные распространены особенно широко в России, в Украине и странах бывшего Союза. Они относительно простые и недорогие. Основной минус при лечении пациентов старшего возраста — это риск повторения патологического процесса. Логопедические мероприятия при рецидиве заикания будут примерно такими же: речевая практика, мотивация, психотерапия, дыхательная гимнастика.

Постепенно в логопедическую практику внедряют и инновационные методы лечения. Например:

  • Гипноз. Психотерапевтическое внушение установки на полное спокойствие и контроль над речью. Помогает, если человек достаточно внушаем, а терапевт обладает достаточным опытом.
  • Речевое «протезирование». Методика основана на синтезе голоса пациента. Сначала человек произносит фразу. Затем она обрабатывается. Правильная версия направляется пациенту. Человек слушает ее и усваивает, как надо. Это стимулирует речевые центры и благотворно сказывается на состоянии больного заиканием.

Избавиться от заикания самостоятельно довольно трудно. К тому же, можно привить дополнительные негативные привычки. Рекомендуется сначала обратиться к врачу. Упражнения от заикания, которые пропишет врач, можно выполнять дома. Не стоит заниматься самодеятельностью. Станет только хуже.

Прогнозы и перспективы восстановления

Прогнозы зависят от первичного патологического процесса, который провоцирует нарушение. Если это функциональное расстройство, перспективы во всех случаях благоприятны. Удается справиться с ситуацией кардиально. Рецидивы встречаются реже, чем в 1% случаев. Что касается органических нарушений, тут все куда труднее. Перспективы туманные. Нужно отталкиваться от основного заболевания.

Осложнения нарушения

Среди возможных последствий:

  • Трудности в общении.
  • Проблемы в личной жизни, профессиональной деятельности.
  • Трудности в поиске работы, получении образования.
  • Общая задержка интеллектуального и эмоционального развития.
  • Развитие комплекса собственной неполноценности.
  • Формирование сильных и трудно устранимых фобий. Такое тоже возможно.

И это лишь часть осложнений. Потому стоит начинать лечение как можно раньше.

Способы профилактики нарушения

Способов профилактики довольно много. Среди них можно назвать:

  • Мягкий стиль воспитания. Минимум грубости, ругани.
  • Дозирование информации. Не нужно перегружать мозг ребенка.
  • Правильный режим сна и бодрствования.
  • Качественное, разнообразное питание. Витаминизированный рацион.
  • Избегание ситуаций, которые могут спровоцировать испуг у ребенка.
  • Достаточное количество общения. Речевая практика должна быть постоянно.
  • Отказ изучать сразу два языка. Дождитесь взросления.
  • Чтение книг, сказок.
  • Социализация ребенка. Он не должен сидеть дома, быть предоставленным сам себе. Достаточное количество контактов со сверстниками — залог успешного развития личности, эмоциональной сферы.
  • Создание спокойной обстановки дома.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector