Аналитическое мышление: ставим мыслительные эксперименты и моделируем проблемные ситуации

Чешский писатель и журналист Лауб Габриэль, известный своими меткими афоризмами, про кого-то сказал: «В системе его мышления система явно преобладала над мышлением». Несмотря на явную тавтологию, именно эта фраза наиболее точно описывает то, что происходит в голове у человека-аналитика. Он всё раскладывает по полочкам, улавливает мельчайшие детали, докапывается до сути всех явлений, ищет причинно-следственные связи. Он никогда не купится на кажущуюся простоту сложившейся ситуации — даже в ней будет искать подвох.

Такие люди всегда отвечают на вопрос — десятью встречными вопросами. Щёлкают логические задачки на раз-два. Решают проблемные ситуации нестандартными методами. Становятся адвокатами, детективами, учёными, журналистами, IT-специалистами. Слывут хоть и странными, но профессионалами своего дела. И всё это — благодаря тому, что у них аналитическое мышление, позволяющее оригинально смотреть на окружающий мир — не как все.

Что такое аналитическое мышление

Это целый ряд определённых способностей:

  • выделять в объекте существенные детали, незаметные с первого взгляда;
  • логически рассуждать;
  • находить скрытые причинно-следственные связи;
  • проявлять практический интеллект;
  • подвергать объект, ситуацию всестороннему исследованию;
  • взвешивать все за и против.

В его основе — 2 базовых процесса:

  • творческий (нередко основан на интуиции) — поиск информации (тех самых деталей) необычным путём;
  • формальный (основан на законах математики и физики) — анализ и синтез найденных данных, выводы.

В психологии это один из типов мышления наряду с прагматическим, синтетическим, реалистическим и идеалистическим. Не стоит путать его с логическим, который делает выводы на основе сравнения, а не причинно-следственных связей.

Самые яркие примеры проявления или непроявления аналитического мышления — реакция на задачку про людей в дымоходе и углы стола.

Пример 1

Задачка: два человека вылезли из дымохода. Один испачкался, второй — нет. Кто пойдёт умываться?

Ответ человека, не обладающего аналитическим мышлением: тот, который испачкался.

Варианты ответов человека с аналитическим складом ума:

  1. Чистый посмотрит на того, кто испачкался, подумает, что он тоже грязный, и пойдёт умываться.
  2. Грязный после того, как чистый пойдёт умываться, тоже отправится вслед за ним.
  3. И вообще, как два человека оказались вместе в дымоходе и почему один из них испачкался, а второй нет?

Пример 2

Вопрос: сколько углов получится у стола, если один из них отпилить?

Ответ человека, не обладающего аналитическим мышлением: 3 (неправильно) или 5 (правильно).

Человек, обладающий аналитическим складом ума, начнёт задавать встречные вопросы для того, чтобы ответить максимально точно:

  1. Стол традиционно прямоугольный, или круглый, или треугольный?
  2. Как именно распилили стол: если недалеко от края, то в итоге получится 5 углов; а если по диагонали — 3.
  3. А кто и зачем отпиливает угол у стола?

Если брать примеры из художественной литературы и фильмов, то наиболее яркие герои-аналитики — это всемирно известный сыщик Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конана Дойла и оперативница с Петровки Настя Каменская из детективов Александры Марининой и сериала «Каменская».

Польза

Психологи и учителя рекомендуют развивать аналитический склад мышления с детства, так как он облегчает жизнь, позволяет решать сложные не только математические, но и насущные злободневные задачи:

  • видеть главное и второстепенное, акцентируя внимание на первом;
  • по достоинству оценивать преимущества и не упускать из виду недостатки;
  • выявлять все имеющиеся возможности и понимать, где начинаются их ограничения;
  • анализировать на основе опыта и новой информации;
  • делать собственные выводы и умозаключения;
  • не соглашаться с мнением большинства;
  • самостоятельно принимать решения;
  • умело пользоваться поисковыми системами для выявления нужной информации;
  • детализировать планирование своей деятельности;
  • ставить реальные цели.

В детстве склонность к аналитическому мышлению помогает ребёнку выгодно выделяться на фоне остальных детей своим нестандартным подходом к решению любых задач. Ему обычно легко даются математика, физика, химия, история. Он хорошо учится, обладает высоким IQ. С точки зрения психологии, абсолютно неконфликтен, потому что видит все минусы ссор и старается разрешить их дипломатически.

С возрастом такие люди из тысячи профессий выбирают ту единственную, которая поможет им раскрыть свой потенциал по максимуму. У них не бывает проблем с поступлением, потому что они сначала изучают статистику по разным учебным заведениям и дотошно просчитывают, в какие из них есть шанс попасть.

Соответственно, они успешны в профессиональной деятельности и продвигаются только вверх по карьерной лестнице, ведь умеют ставить реальные цели и последовательно добиваться их.

Тест

Есть психологический тест на аналитическое мышление, позволяющий определить его отсутствие или наличие и степень выраженности.

Возраст: старше 15 лет.

Время: 7 минут.

Инструментарий:

  • бланк с цифровыми рядами;
  • бланк с ответами;
  • интерпретация;
  • секундомер;
  • ручка;
  • бланк-черновик.

Задание:

  1. Определить закономерность составления каждого из 15 рядов чисел.
  2. На основе этой закономерности продолжить ряды, вписав в каждый ещё 2 числа.

Тестовый бланк с заданием, в который следует вписывать недостающие числа:

Тестовый бланк для определения отсутствия или наличия аналитического мышления

Строго через 7 минут даётся команда «стоп».

Бланк с ответами, на основе которого анализируются результаты:

Бланк с ответами для теста на аналитическое мышление

Интерпретация:

  • 0 правильных ответов — отсутствие аналитического мышления;
  • 1-5 — низкий уровень;
  • 6-7 — неудовлетворительный;
  • 8-10 — удовлетворительный;
  • 11-13 — хороший;
  • 14-15 — отличный.

Если тест показал отсутствие аналитического склада ума или низкий уровень, значит, нужно постараться его развить.

Как развить

Психологи не могут точно ответить на вопрос, передаётся ли аналитическое мышление по наследству. Данных исследований нет, поэтому делаются только предположения. Вне всякого сомнения, родители, обладающие таким складом ума, передадут свои способности ребёнку. Но у него будет лишь склонность, над которой с детства придётся работать.

Однозначно известно лишь то, что развитие аналитического мышления позволяет усилить врождённые способности, сделать их ярче, направить в нужное (практическое) русло.

В детском возрасте

Для успешного формирования аналитического мышления у ребёнка следует знать основные этапы детского психофизического развития.

  • 1,5 года

Формируется наглядно-действенное мышление. Ребёнок учится такой важной мыслительной операции, как обобщение. Увидел бутылочку с молоком — сейчас его покормят. Мама сказала слово «гулять» — надо одеваться. Родителям важно не упустить этот момент и помогать малышу, расширяя его представления об окружающем мире. На данном этапе нужно прививать как можно больше традиций, вырабатывать режим дня. Если сегодня перед сном читают сказку, завтра моют в ванне, послезавтра включают мультики, начнутся проблемы с засыпанием, потому что не будет единого алгоритма действия — обобщать будет нечего.

  • 4 года

Начинает формироваться наглядно-образное мышление. Большую часть информации ребёнок поглощает визуально. На данном этапе ему так легче. Спросите у него, что такое облако. Он ткнёт пальчиком в небо или просто нарисует, но объяснять словами не будет. Родителям важно не упустить этот момент и начать тренировать воображение и зрительную память малыша. Впоследствии они станут хорошей базой для развития аналитического мышления. Что надо делать? Заниматься изотерапией, читать книжки с иллюстрациями, сочинять сказки по картинкам, наблюдать окружающую природу, замечать детали.

  • 7 лет

Формируется словесно-логическое мышление. Существенный скачок в психофизическом развитии ребёнка. Во-первых, он учится здраво, логически мыслить, рассуждать, сравнивать. Совершает простейшие операции анализа и синтеза. Делает выводы. Во-вторых, ему необходимо оформлять свою мыслительную деятельность словесно. Он расширяет лексический запас, подбирает слова, строит предложения, создаёт связные тексты. Всё это отрабатывается в школе. Родителям нужно лишь проследить, чтобы маленький ученик добросовестно выполнял домашние задания. Также на данном этапе полезно вместе с ребёнком решать задачки на логику, играть в стратегии, проходить квесты. И главное — активно обсуждать происходящее и результаты.

С возрастом у человека формируется вербально-аналитический стиль мышления — это то же, что и словесно-логическое, но уже более усовершенствованное.

Как развить взрослому

Аналитическое мышление можно развить в любом возрасте, используя следующие универсальные способы:

  1. Решать задачи: математические, физические, логические.
  2. Разгадывать кроссворды, решать шарады и ребусы, отгадывать загадки и головоломки, собирать пазлы.
  3. Играть в логические и развивающие игры, стратегии (настольные: Миллионер, Монополия; онлайн-игры: Эрудит, Маджонг).
  4. Проходить квесты.
  5. Смотреть новости для того, чтобы их всестороннее анализировать, находить свои пути решения проблем, актуальных для общества.
  6. Читать фантастику и детективы: Агату Кристи, Эрла Гарднера, Роберта Хайнлайна.
  7. Изучать системы кодов и шифров.

Обратите также внимание на нейролингвистическое программирование и нейробику. Для развития аналитического склада ума взрослым полезно ежедневно выполнять специальные упражнения.

Моделирование 1

Ежедневно сами для себя создавайте необычные ситуации, требующие постановки конкретной цели и разработки подробного плана по её достижению. Например, представьте, что вам надо добраться до Луны или организовать поселение на Марсе. Если настолько фантастические перспективы не прельщают, можно задуматься над более реальными задачами: как стать владельцем автосалона, как урегулировать конфликт на Ближнем Востоке, как воспитать ребёнка-вундеркинда.

После того, как тема моделирования выбрана, сформулируйте конкретную цель в соответствии с ней и представьте, как вы пошагово будете её достигать. Главное — не упустить ни одной детали. Надо полететь на другую планету? Продумайте, какой транспорт вы выберите, где его достанете, у кого купите билет, что вас ожидает в путешествии и т. д.

Выполняя данное упражнение, важно вовремя остановиться. Отводите на него не более 15 минут в день. Одна из отличительных особенностей аналитического ума — чётко отделять зёрна от плевел. Т. е. вот — моё воображение, с его помощью я тренирую своё мышление. А это — реальная жизнь, в которой каждая задача — на выживаемость. И нужно уметь не смешивать их.

Моделирование 2

Упражнение, похожее на предыдущее, но у него более практическое значение. Оно учит применять аналитическое мышление в реальности. Проблемную ситуацию придумывать не нужно. Возможно, она уже присутствует в вашей жизни. Например, неблагосклонное отношение начальника. Или ипотека на 15 лет, съедающая значительную часть доходов. Разрешается заимствовать жизненную трудность кого-то из знакомых (что делать: отдать больную престарелую бабушку в пансион или уйти с работы и самому за ней ухаживать?). Главное — чтобы обстоятельства были реальные.

Поставьте проблемный вопрос, который нужно решить. Соберите максимум информации по данной ситуации. Рассмотрите её со всех сторон. Найдите плохое и хорошее. Начните разрабатывать стратегический план по устранению трудности. Причём в нескольких вариантах. Люди с аналитическим мышлением всегда имеют запасные идеи на случай, если одна из версий окажется несостоятельной.

Мысленный эксперимент

Австрийский философ-позитивист, механик и физик Эрнст Мах предложил развивать аналитическое мышление с помощью мысленных экспериментов. Это форма познавательной деятельности, когда ситуация создаётся в виде эксперимента не в реальности, а в воображении.

Обязательное условие проведения — уединение и тишина.

  • Философский зомби

Представьте себе, что среди вашего окружения есть зомби. Но не такой, каких мы привыкли видеть в фильмах ужасов. А максимально похожий на обычного человека, да ещё и умеющий философствовать о смысле и бренности бытия. Он умело маскируется и ничем не выдаёт себя. Разработайте план, как вы будете его вычислять.

  • Квантовый суицид

Изучите ситуацию кота Шредингера, который стреляется в себя ружьём, работающим на распаде радиоактивного атома. Проанализируйте обе квантовые теории, которые сталкиваются в момент нажатия на курок (копенгагенскую и многомировую). Так как альтернативные реальности, в которые попадает бедный кот, уже проанализированы и описаны выдающимися умами вдоль и поперёк, вы посмотрите на эту научную загадку изнутри. Представьте себя на месте Шредингера. Что вы будете чувствовать? О чём думать? Что делать, если будет осечка?

  • Комната Марии

Мария — специалист высочайшего уровня по нейрофизиологии зрения. Она знает о цветовой гамме всё: как воспринимается каждый оттенок человеческим зрачком, какие чувства и ощущения (физические и душевные) при этом возникают. Но у неё есть большая проблема: сама она видит мир чёрно-белым. Представьте себя на её месте и ответьте на вопрос: если вы, обладая багажом знаний Марии, однажды вдруг увидите красный кленовый лист, это изменит что-то в вас как в нейрофизиологе?

По мнению психологов, подобные эксперименты Маха — лучшая тренировка аналитического мышления, потому что позволяют смотреть на привычные вещи совершенно с необычных сторон. Если данное упражнение вас заинтересовало, посмотрите также из этой серии «Теорему о бесконечных обезьянах», «Занавес неведения» и «Лотерею на выживание».

  • Тест Тьюринга

Английский математик, логик и криптограф Алан Тьюринг задал всем информатикам непростую задачку. Сейчас бы это назвали модным словом челлендж. Нужно было создать компьютерную программу, которая в процессе живого общения с человеком убедила бы его в том, что она — такой же реальный человек. Это был лишь вопрос времени. В 2014 году российские программисты всё-таки смогли разработать такое чудо XXI века. Более 33% людей, переписывавшихся с искусственным интеллектом, который называл себя Юджином Густманом, поверили, что это настоящий 13-летний мальчик.

Пройдите тест Тьюринга — представьте общение с компьютерной программой, которая не уступает вам по интеллекту (а может, даже превосходит). Посмотрите копии и скриншоты переписки Густмана с реальными людьми. Разработайте алгоритм его разоблачения. Продумайте вопросы и ответы. Как вы будете выводить его на чистую воду?

Развивать аналитическое мышление — это не только полезное, но и весьма увлекательное занятие. Некоторые игры и упражнения настолько захватывают внимание, что невозможно бросить, пока не выполнишь задание до конца. Полгода таких тренировок — и вы увидите, как изменится ваша жизнь к лучшему. Вы научитесь конструктивно и быстро решать проблемные ситуации без лишних переживаний.

Читайте также: Абстрактное мышление

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий