Аутизм – присмотритесь к ребенку, его поведение расскажет о многом!

Аутизм представляет собой тяжелое психоневрологическое заболевание врожденного или приобретенного характера с вялым течением и, зачастую, отсутствием динамики без коррекции медикаментозными и психотерапевтическими методами. Состояние не до конца изучено. Не понятны причины, механизмы развития, есть только догадки и фрагментарные сведения о происхождении нарушения.

В течение нескольких десятилетий критерии диагностики существенно менялись, потому нельзя точно сказать и о числе страдающих аутизмом. Согласно статистическим оценкам по состоянию на современный период, количество лиц с диагностированной проблемой составляет, примерно, 0,5-0,8% от общего населения планеты. В некоторых регионах Земли это число достигает 1,5% и чуть более. В основном это развитые, цивилизованные страны с высоким уровнем жизни. По всей видимости, речь идет о погрешности и лучших методах диагностики. Истинное количество страдающих не известно, речь идет только о зафиксированных документально случаях. Понятно, что не все имеющие расстройство, обращаются к врачам. Многие остаются в тени.

Симптоматика тяжелая, приводит к полной или преимущественной невозможности налаживать социальные контакты, выстраивать общение с людьми. В менее сложных случаях наблюдается сложность коммуникативного процесса при формальной сохранности всех функций высшей нервной деятельности.

Диагностика представляет большие трудности. Потому как требуется уточнить массу деталей. Порой процесс растягивается на несколько месяцев и даже больше. Полностью излечить аутизм невозможно, но при полноценном лечении с применением группы методик есть все шансы на вовлечение человека в социальную активность и даже перевод болезни в ремиссию.

Причины

Причины возникновения аутизма доподлинно не известны, потому как механизм, согласно воззрениям современных теоретиков, имеет множественный характер. Это не чисто психогенное заболевание. Оно имеет и органические особенности, подспудно присутствующие у всех без исключения пациентов. Потому все провоцирующие факторы делятся на две группы.

Органические

Определяются структурными изменениями в церебральных структурах. Таковые развиваются зачастую еще во внутриутробном периоде. Причин тому несколько:

  1. Воздействие ионизирующего излучения на организм матери и плод. Причина в длительном проживании в регионах с неблагоприятной радиационной обстановкой. В России к таковым относятся Ивановская, Брянская, Свердловская области. На Украине — Киевская область. Есть такие области и в других регионах планеты. Это не ключевой фактор, но один из ведущих.
  2. Высокий уровень электромагнитного излучения. От него трудно избавиться в условиях современного мира. Все электроприборы продуцируют электромагнитные импульсы. Но особенно рискуют пациенты, проживающие недалеко от электростанций. Бытовые приборы не способны коренным образом повлиять на состояние ребенка.
  3. Инфекции в период вынашивания плода. Особенно, если они еще до рождения передаются ребенку. Особую опасность несут венерические агенты, вроде гарднерелл, трихомонад, хламидий, гонококков, тем более сифилитических спирохет. Большую негативную роль играют герпетические агенты: второго типа, третьего типа (Варицелла-Зостер), четвертого и пятого типов (Эпштейна-Барр и цитомегаловирус соответственно), шестого типа; вирус папилломы человека, а также некоторые другие. Есть данные о высокой психопатологической активности паразитов-токсоплазм, что пока не доказано.
  4. Тяжело текущая беременность с выраженным токсикозом. Особенно, при первой беременности после 30 лет, к моменту постепенного снижения уровня гормонов. Старородящие пациентки не единственные жертвы. Также нарушения процесса гестации наблюдаются при иммунологической несовместимости матери и плода. В такой ситуации помимо аутизма возможно формирование выраженных расстройство со стороны церебральных структур, сердечнососудистой системы. Велика вероятность отставания в умственном и физическом развитии, тяжелой инвалидности при рождении.
  5. Тяжело текущие роды. Гипоксия плода в момент рождения. Неграмотные действия акушеров-гинекологов и медицинского персонала, затяжной характер разрешения гестации. Это факторы одного порядка, часто они соседствуют друг с другом, создавая катастрофическую картину для организма ребенка. Нарушение кислородного обеспечения сказывается на работе церебральных структур. Вероятно их повреждение.

Точная роль подобных факторов пока не установлена. Можно точно сказать, что они влияют негативно и повышают вероятность расстройства.

Неорганические

Среди неорганических причин можно назвать функциональные расстройства со стороны головного мозга. Перечень провоцирующих факторов такового широкий. Обычно речь идет о приобретенных моментах, вроде снижения качества трофики головного мозга, недостаточного кровообращения на фоне тяжелых заболеваний позвоночника и прочих.

Помимо названных причин, одним из ключевых факторов органического характера считают отягощенную наследственность. Согласно исследованиям, у тех, у кого в роду был человек с диагнозом или фрагментарными нарушениями аутистического спектра, вероятность развития расстройства составляет от 7 до 12% и выше. Косвенным образом роль генетического фактора подтверждается на примере близнецов. При развитии аутизма у одного, с 90% вероятностью то же нарушение обнаружится и у другого. Также у людей, имеющих диагноз аутизм, был обнаружен один и тот же ген. Как полагают ученые, склонность к нарушению кодируется группой генов, которые только будут обнаружены.

Согласно статистическим оценкам, аутизм развивается у мужчин почти в 5 раз чаще, чем у женщин, что наталкивает на мысли об определенной роли гормонального фактора.

До этого было сказано только о врожденных формах расстройства. Но аутизм может быть и фенотипическим явлением. Приобретенный аутизм становится итогом развития эпилепсии, опухолей головного мозга и объемных кистозных образований, инфекций церебральных структур, также нарушения подобного плана входят в структуру синдромов органических психозов, особенно шизофрении и патологий, примыкающих к ней.

Выявление причин не имеет большого смысла в контексте врожденного отклонения. Потому как устранить подобные расстройства обычно невозможно. Зато информация используется для исследования механизма и разработки ранней профилактики.

Классификация заболевания и его виды

Классифицировать патологический процесс можно по следующим критериям:

  • Низкофункциональный тип

Сопровождается тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Страдающие не могут обслуживать себя в быту, лишены возможности обучаться. О профессиональной реализации речи не идет вообще. Терапия имеет малую эффективность в большинстве случаев. Требуется дифференциальная диагностика с олигофренией, умственной отсталостью на фоне органических поражений головного мозга.


  • Высокофункциональный аутизм

Включает в себя несколько форм. В наиболее благоприятных случаях пациент ощущает минимальные нарушения в контактах с окружающими. Основные функции сохранены. Коррекция предполагает повышение социальной активности, привитие коммуникативных навыков. Обучение практически не страдает, интеллект находится в пределах возрастной нормы или даже выше.

Виды аутизма подразделяются по интегральному критерию течения и превалирующего психопатологического комплекса. Это самая используемая классификация. Она продолжает и уточняет предыдущую.

Называют четыре группы патологического процесса:

I тип

Тяжелая форма. Низкофункциональный. Сопровождается грубыми нарушениями высшей нервной деятельности. Пациент отрешенный, интерес в контактах с окружающими отсутствует полностью, эмоциональность минимальная или полностью отсутствует. Ребенок занимается стереотипной деятельностью, не стремится к обучению. Интеллект обычно существенно ниже нормы. Это наиболее неблагоприятный в плане терапии вид дисфункции. При грамотном подходе удается вовлечь пациента в трудовую и социальную деятельность, но без постоянного поддержания результата на этом уровне, аутизм прогрессирует и происходит откат к предыдущему, исходному состоянию.

II тип

Также относится к низкофункциональному типу. Но нарушения не столь грубые, есть возможность коррекции. Наблюдается снижение уровня интеллекта и эффективности всех высших нервных функций. Эмоциональные контакты минимальные, ребенок в привычной обстановке проявляет некоторую заинтересованность в общении. Однако с чужими замкнутый, безэмоциональный и тихий. В случаях низкофункционального типа аутизма, дети сохраняют привязанность к близким, хотя и не проявляют ее. Эмоциональная сфера в определенной мере развита. Для второго типа превалирующим признаком считается отвержение реальности.

III тип

Высокофункциональный, но с выраженными симптомами. Больной ведет себя с точки зрения стороннего наблюдателя странно, нетипично ситуации. Отличается нормальным уровнем интеллекта или выше того, проявляет интерес к областям науки или искусства, заучивает факты, но плохо ориентируется в построении причинно-следственных связей и логических заключениях, что указывает на нарушения со стороны мыслительной активности. Пациенты производят впечатление эрудированных интеллектуалов, но отличаются однобокостью интересов, недостаточной обучаемостью. Это поправимые проблемы, задача терапии как раз и заключается в нормализации мышления и привитии социальных навыков.

Третий тип характеризуется повышенной склонностью к девиантному, асоциальному поведению. Потому такие люди должны находиться под сторонним контролем. Без коррекции вероятна преступная деятельность.

IV тип

Легкая форма. Пациенты с подобной разновидностью мало отличаются от окружающих. Возможна некоторая чудаковатость в поведении, необычность интересов. Однако при своевременной коррекции удается нормализовать психоэмоциональную, волевую, мнестическую сферы и полноценно включить больного в социальную и трудовую активность почти без ограничений. Без помощи со стороны возможен «откат» в обратном направлении. Регресс встречается и спонтанно.

Аутизм сам по себе — не единое заболевание. Это целый спектр отклонений от нормы. Ещё один способ классификации основан на типичных разновидностях такового. Среди самых распространенных можно назвать такие:

  • Классический или детский аутизм

Он же синдром Каннера. Для него типичны основные признаки рассматриваемого диагноза. Когда говорят об аутизме, имеют в виду именно этот диагноз. Развивается у детей до 1 года. Признаки видны сразу после появления на свет. Ранний детский аутизм имеет туманные прогнозы.

  • Синдром Аспергера

В российской клинической практике и практике стран бывшего Союза такого состояния официально нет. Хотя врачи все больше склоняются к диагностике его как отдельной нозологической единицы. Люди с расстройством мало отличаются от прочих. Однако испытывают трудности в построении социальных контактов. Нужно отграничивать синдром Аспергера и социофобию. Преимущественно, манифестирует у подростков.

  • Атипичный аутизм

Тяжелое нарушение, при котором наблюдается или раннее начало, или несоответствие общепринятым критериям классификации состояния.

Нужно отграничивать аутизм как самостоятельный диагноз и синдром аутизма, как часть симптоматического комплекса на фоне шизофрении и прочих заболеваний.

Виды аутизма используются в практике врачей для прогнозирования и разработки тактики терапии. Понятие стадии аутизма используется редко, потому как заболевание крайне редко склонно к спонтанному прогрессированию. К тому же, этот момент трудно засечь, обнаружить углубление тяжести.

Симптомы

Клиническая картина зависит от типа патологического процесса. Его формы, тяжести, возраста манифестации, причины. В классических случаях, речь идет о триаде признаков:

  • Нарушение социального взаимодействия

Больные с рассматриваемым диагнозом не склонны к социальной коммуникации. Их мало интересует общение, потребность в контактах, самоактуализации, дружбе и прочих категориях минимальна или отсутствует вообще. В таком режиме обследуемый функционирует долгие годы. По мере взросление возможно спонтанное улучшение или, напротив, усугубление течения болезни. В случае с высокофункциональными формами, пациенты могут испытывать потребность в контактах, но отсутствие опыта и замкнутость, неумение чувствовать эмоции собеседника, полное отсутствие эмпатии выступают сдерживающими факторами. Такая жизнь с аутизмом вызывает стрессовые ситуации и провоцирует еще большее усиление замкнутости.

  • Нарушения интеллектуального развития

Присутствуют почти всегда. Многие высокофункциональные страдающие не имеют проблем с мыслительной активностью. Но испытывают трудности с «прикладным» применением знаний, собственной интеллектуальной активности. Во многих случаях пациенты находятся в состоянии глубокой умственной отсталости. Вопреки распространенному мнению, ни аутизм, ни его разновидности, в том числе синдром Аспергера, не дают своим носителям одаренности. Процент таковых порядка 0,3-2% или чуть более, по разным оценкам.

  • Признаки аутизма у детей включают в себя стереотипию

Стереотипность в игровой деятельности, во всем поведении вызывает у стороннего наблюдателя ощущение автоматичности жизни больного. Так оно и есть. Ребенок может раскладывать вещи в определенной последовательности и перемещать их без понятного стороннему смысла, читать одну и ту же книгу и пр. Подобное поведение проявляется во всем. Предельная узость и однобокость интересов тормозят интеллектуальное развитие и ставят крест на социальной активности. Воздействовать на таких лиц силой бесперспективно. Ответом окажется агрессия к себе или окружающим, еще большее усугубление психопатологии.

Встречаются и частные варианты клинических признаков. Например, аутоагрессия. Нанесение повреждений самому себе. Царапины, порезы, укусы, ушибы. В сложных случаях встречаются переломы и прочие увечья.

Как проявляется аутизм кроме этого?

Нарушениями речи. Лексикон скудный в сложных случаях или же процесс говорения отсутствует в принципе. Высокофункциональные формы не дают выраженных проблем с речью. Но возникают проблемы с подбором верных терминов в непривычной обстановке. Сродни рассеянности внимания.

Многие страдающие в детстве отличаются дефицитом внимания и гиперактивностью, что не вяжется на первый взгляд с картиной типичного аутизма. На деле же это проявления повышенной возбудимости нервной системы. Часто обнаруживается эпилепсия, хотя и не всегда.

Симптомы аутизма у взрослых примерно те же. Однако нужно четко разграничивать группу состояний. У пациентов старшей группы обнаружить границу нормы и патологии сложно, потому как специфические проявления отсутствуют, те что были — сглаживаются, а вывести взрослого аутиста на контакт крайне непросто. Превалирует дистимия, пониженный эмоциональный фон, апатичность, то есть нежелание что-либо делать, агрессивность и раздражительность, нежелание общаться даже с родственниками.

Характерной чертой болезни выступает склонность к спонтанному частичному регрессу по мере взросления. На фоне терапии эффект еще более обнадеживающий. Насторожиться нужно, если манифестация аутизма начинается внезапно, создает разительный контракт с личностью человека. Вполне возможно, что это первый признак психопатологии: от шизофрении до тяжелой депрессии. В такой ситуации не обойтись без консультации психиатра или психотерапевта.

Диагностика

Диагностика аутизма проводится с первых же дней жизни. Ребенок ведет себя не так, как прочие дети, едва появившись на свет. В начальный период жизни превалируют нарушения контактов с матерью и выражения простейших эмоций.

Такие младенцы практически не плачут, ведут себя отрешенно. Взгляд фиксируют на сторонних предметах, избегают смотреть на родителей и людей, тем более не смотрят в глаза. Плохо спят и недостаточно питаются. По мере взросления возникают проблемы еще и с выражением потребностей простейшими способами. Ребенок не указывает на предметы и не тянется к ним, не выражает интереса во взаимодействии с окружающими, не улыбается и не смеется.

Также гораздо позже начинает говорить. Возможна серьезная задержка в речевом развитии, вплоть до полного отсутствия вербальной функции. Это свидетельствует в пользу низкофункциональной формы патологического процесса. Атипичные разновидности манифестируют после 3-х лет.

При наличии настораживающих признаков, родителям рекомендуется обращаться к врачам. Профильные специалисты, работающие с больными — невролог, психотерапевт, дефектолог, логопед. Начать рекомендуется с консультации невролога, он подскажет, в каком направлении двигаться.

Распознать аутизм с ходу практически невозможно. Подчас, требуется не один месяц для установки окончательного диагноза. Все это время обследуемый находится под динамическим наблюдением у группы специалистов. Проходит специфические тесты, для оценки возрастного развития интеллекта, памяти, внимания.


Что касается подростков и взрослых, используется сочетанная методика. Поводится устная беседа с клиническим психологом, чтобы выявить волевые, эмоциональные, мнестические и когнитивные нарушения. Назначается серия простейших тестов: определить эмоции по фотографии или схематической картинке, составить рассказ по графическому материалу, прочитать текст, пересказать его, запомнить количество предметов и их форму, тип, а затем воспроизвести по памяти и прочие формы работы. Это позволяет оценить разные аспекты интеллектуальной активности и поведенческих составляющих.

В большинстве случаев, все становится ясно уже на этом этапе. Если патология развилась спонтанно, имеете смысл обследовать головной мозг и эндокринную сферу, сосудистую систему. Обязательно назначается МРТ, возможно с контрастным усилением, ангиография. Допплерография и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, шеи. Как правило, на фоне аутизма присутствуют специфические структурные изменения в церебральных структурах: уменьшение мозжечка, склерозирование гиппокампа, аномальное развитие височных долей головного мозга.

В отсутствии данных за органические поражения головного мозга, можно говорить о диагнозе.

Диагностика аутизма и верификация патологии также требует отграничения от прочих расстройств. Исследование предполагает дифференциальную диагностику с социофобией, социопатией, органическими заболеваниями головного мозга, олигофренией, шизофренией. В спорных случаях, возможно, потребуется госпитализация в психоневрологический диспансер.

Лечение психопатологии

Лечится или нет аутизм? На уровне современной медицины тотальным образом повлиять на состояние возможности нет. Часто не удается скорректировать расстройство вообще. Эффективных методик не существует.

Возможно применение медикаментов. В основном это антидепрессанты с мягким эффектом, чтобы нормализовать эмоционально-волевую сферу. Применение нейролептиков требуется в крайних случаях. Транквилизаторы вроде Диазепама назначаются в минимальных дозировках при развитии агрессии, склонности к девиантному поведению. Для длительного применения транквилизаторы не подходят.

Основное лечение аутизма заключается в продолжительной поведенческой терапии. Пациента учат общаться, понимать и выражать собственные эмоции, развивать интеллектуальную сферу. Предпочтение отдается групповой терапии, в небольших коллективах. Однако не сразу, начинать нужно с индивидуальной подготовки, чтобы не провоцировать стресс и уход в себя. Задача деликатная.

Хорошие результаты показывает трудотерапия, арт-терапия, игровая терапия. Все формы деятельности, которые вовлекают больного в групповую активность, выражение собственных эмоций, желаний и стремлений. Изолировать ни в коем случае нельзя. Большая часть страдающих имеет проблемы с речью, в том числе построением логики высказываний. Потому не обойтись и без работы с логопедом-дефектологом. Он поможет сформировать навыки устной речи.

В последние годы широко распространена пет-терапия или взаимодействие с животными: собаками, кошками, лошадьми.

К моменту начала обучения в школе, пациенты с низкофункциональными формами аутизма обучаются на дому. С прочими разновидностями — в коррекционных или массовых школах, на усмотрение психиатра и логопеда. Вопрос решается с учетом мнения психолого-педагогической комиссии.

Лечение у взрослых идентично. Принципиальной разницы нет.

При развитии аутизма как синдрома требуется лечение первичной болезни: эпилепсии, объемных образований, инфекций, шизофрении, депрессии, психических расстройств.

Прогноз

Прогноз зависит от массы факторов. Роль играют такие моменты:

  1. Возраст развития отклонения.
  2. Форма патологического процесса. Его разновидность. Низкофункциональные формы имеют изначально худшие перспективы восстановления.
  3. Уровень интеллекта.
  4. Сохранность речевой функции, развитие вербальных навыков.
  5. Коррекция аутизма и ее характер. Без лечения болезнь сохранится на протяжении долгого времени. У взрослых пациентов, не получавших терапии ранее, вероятность восстановления существенно ниже. Прогноз сравнительно негативный.
  6. Склонность к самостоятельности.
  7. Расширение сферы интересов человека после проведенной терапии.
  8. Облегчение социальных коммуникаций.

Практика показывает, что сразу же оценивать перспективы нельзя почти никогда. Промежуточные итоги подводят после проведенного комплексного лечения. Согласно обобщенным выкладкам, вероятность достижения стойкой ремиссии и полноценного функционирования в социуме составляет около 25%. То есть не более четверти людей удается достигнуть условного восстановления базовых функций. В такой ситуации диагноз спустя несколько лет снимают, но это не означает излечения. Люди с аутизмом продолжают существовать с диагнозом на протяжении всей жизни.

Что касается вторичных форм, когда расстройство входит в состав синдрома. Большая часть психотических расстройств шизофренического спектра имеют неблагоприятный прогноз. Аутизация — закономерная часть так называемого дефекта. Он сохраняется постоянно и с течением времени без лечения усугубляется. Заболевания головного мозга не так очевидны в плане перспектив.

Профилактические мероприятия

Можно ли избежать аутизма? Избежать заболевания невозможно, потому как нет четкого понимания механизма развития. Единственное, что можно сделать — минимизировать влияние негативных факторов. Это касается беременной женщины, будущей матери. Рекомендуется отказаться от курения, спиртного. Избегать избыточной физической активности, стрессов (по возможности), скорректировать рацион, лучше под контролем врача. Еще на этапе планирования беременности стоит санировать все очаги инфекционного поражения, чтобы снизить риски заражения плода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий