Игры на развитие памяти: тренировки для мозга с удовольствием и пользой

Хорошая память позволяет человеку быть успешным в любом возрасте. В детском саду на утренниках маленькие детки, читающие стихи наизусть без запинки, вызывают умиление и восхищение. Если ученики легко справляются с тем объёмом информации, который сваливается на них в школе, они получают хорошие аттестаты. Студенты без труда сдают сессии. Взрослые продвигаются по карьерной лестнице. Пожилые люди реже страдают старческими деменциями и не чувствуют себя потерянными.

Быть успешными на каждом возрастном этапе жизни помогут игры на развитие памяти для детей и взрослых. Они создают, укрепляют и восстанавливают утраченные, разрушенные или ещё не сформировавшиеся нейронные (синаптические) связи головного мозга. Чем их больше, тем острее ум, креативнее мышление. Человек становится более сконцентрированным, внимательным и может запоминать и воспроизводить внушительные объёмы информации.

Польза

Игры, развивающие память, пользуются наибольшей популярностью. У детей это ведущая деятельность, так что увлечённость не вызывает удивления. Но почему их предпочитают более взрослые и пожилые люди? Просто у них есть неоспоримые преимущества перед теми же пальчиковыми и речевыми гимнастиками, ежедневными упражнениями, логическими задачками и даже приёмами мнемотехники:

  • это интересный и увлекательный процесс, заставляющий отвлечься от проблем;
  • он снимает усталость и напряжение, совмещая в себе отдых и пользу одновременно;
  • их правила обычно просты и могут быть усвоены всеми — детьми, стариками, людьми с ограниченными возможностями;
  • соревновательный дух — хорошая мотивация, чтобы сделать всё идеально и добиться нужного результата;
  • командные игры — это всегда общение, умение находить контакты с другими людьми, что тоже положительно влияет на развитие мозговой деятельности, а значит и памяти тоже.

Как именно игра способствует развитию памяти?

Правила контролируют поведение участников, не позволяя им выходить за рамки дозволенного, — их надо постоянно держать в голове, одновременно совершая другие действия.

Преодоление препятствий и умение контролировать свои отрицательные эмоции в случае неудачи или проигрыша способствуют развитию тех самых нейронных связей. Они заставляют делать выводы о сделанных ошибках — человек запоминает их, чтобы не совершить в следующий раз.

Игра требует искать пути решения поставленной задачи командно или самостоятельно. Порой в ней стремительно и неожиданно меняются условия, к которым нужно так же быстро приспособиться. Результат — развитие креативности, инициативы, сообразительности, а вместе с ними внимания, мышления и памяти.

Большинство игр требует максимальной концентрации, поэтому их можно использовать для развития памяти и внимания одновременно.

Результат регулярного обращения к игровой деятельности как тренажёру для развития памяти — улучшение умственных способностей и познавательных психических процессов. Это будет проявляться буквально во всех сферах: в быту, когда не придётся в очередной раз стоять в магазине и вспоминать, что же надо было купить; в учёбе, когда с лёгкостью будет запоминаться материал; на работе, где нужно быть всегда оперативным; в отношениях, чтобы элементарно не забыть годовщину свадьбы или день рождения близкого человека.

Типы игр

Игры на развитие памяти бывают разными. Можно выбрать какой-то определённый тип, который нравится больше остальных, или чередовать виды между собой, чтобы не было скучно.

Дидактические

В процессе обучения и воспитания в школах и детских садах для развития памяти должны регулярно проводиться дидактические игры. Они встраиваются в структуру учебного процесса и преследуют сразу несколько задач. Первоочередная — отработать новый навык или закрепить только что усвоенную информацию. Но попутно они способствуют совершенствованию психических познавательных процессов.

Среди дидактических игр выделяется несколько, в которых развитие памяти выдвигается на первый план:

  • Опишите / нарисуйте по памяти картинку как можно подробнее.
  • Сочините сказку / рассказ / стихотворение по картинке или списку предложенных слов.
  • Кто запомнит больше предметов / звуков / движений?
  • Кто заметит, что изменилось в комнате / на столе / на картинке?
  • Кто найдёт больше отличий?

Здесь обязательна соревновательная составляющая, т. е. участников должно быть несколько (вся группа в детском саду или весь класс в школе), а также обязательно наличие наглядного материала (карточек, иллюстраций, списков, игрушек).

Для детского сада

  • «Какой игрушки не хватает?»

Перед детьми ставят 5-6 разных игрушек в ряд и дают задание запомнить их. Потом просят отвернуться, и воспитатель в этот момент либо убирает одну из игрушек, либо добавляет новую, либо просто меняет их местами. Детки поворачиваются и говорят, что изменилось.


  • «Кукловод»

Воспитатель завязывает ребёнку глаза и за руку проводит по короткому и простому маршруту: 3 шага вперёд, поворот налево, поднять правую руку. Затем игрок возвращается в исходную точку, отдыхает минут 5 и уже с открытыми глазами должен самостоятельно повторить весь пройденный путь. Чем младше дети, тем проще должны быть движения.

  • «Собираем урожай»

Каждый ребёнок по очереди называет фрукт или овощ, который он «сорвал в огороде». Следующий должен повторить его урожай и назвать свой. И так по кругу.

Для начальной школы

  • «Дай списать!»

Учитель диктует словарный диктант, но в очень быстром темпе. Дети не успевают записать за ним большую часть слов. Тогда листок со словами прикалывается на стенд на заднюю стену класса (противоположную той, где доска). Дети могут списать с него, соблюдая ряд условий: нельзя подглядывать в тетради других учеников, толкаться у стенда и бегать, время ограничено 5-7 минутами.

Для подростков

  • «Биографии и лица»

Учитель выставляет 10 портретов известных людей, называет их имя и фамилию, рассказывает, в какой области они прославились и чем знамениты. Спустя час начинается игра: преподаватель показывает один из портретов, и подростки должны вспомнить, кто это и что они о нём знают. Выигрывает тот, кто запомнил больше информации.

  • «Города»

Учителям географии грех не пользоваться данной дидактической игрой на своих уроках. Во-первых, нужно запомнить, какие города уже назывались (повторяться нельзя). Во-вторых, пополняется их багаж географических знаний. К следующему занятию они выучат гораздо больше топонимов, чтобы выиграть.

По теме: Лучшие упражнения для развития памяти

Настольные

С появлением компьютерных технологий и гаджетов настольные игры отошли на второй план, и это достаточно печальный факт. Именно они могут создать дух командного соревнования, научить общаться, находить компромиссы с другими игроками. Это требует гораздо большей сосредоточенности и заставляет запоминать много информации: как зовут участников, правила, сигнальные условности, фишки, карту и т. д.

Настольная игра на развитие памяти

Предлагаем использовать для развития памяти следующие настольные игры:

  • для детей: «Лови ворон» (с 3 лет), «Сюрпризы» (с 4), «Башня с привидениями» (с 5), «Аллес Томате» (с 6), «Карамельки» (с 7);
  • для подростков и взрослых: «Эрудит», «Монополия», «Хунта», «Lier’s dice: Animal’s house», «Опрокинь»;
  • шахматы, шашки, нарды;
  • домино, лото, пятнашки;
  • кроссворды, ребусы;
  • карты (для взрослых): пасьянсы, преферанс, покер.

Одной из самых эффективных настольных игр на развитие памяти считаются шахматы. Чем раньше ребёнок научится в неё играть, чем больше времени будут уделять ей пожилые, тем лучше.

Компьютерные

Любимое времяпрепровождение нового поколения. И, прежде чем корить их за это, найдите в этом положительный момент. Современные компьютерные игры часто представляют собой прохождение достаточно сложного пути в развитии персонажа. Он вынужден преодолевать препятствия, решать логические задачи, просчитывать дальнейшие ходы, с умом выбирать противника, думать над тактикой. Всё это улучшает мозговую деятельность и способствует развитию памяти. Но какие из них в этом плане наиболее эффективны?

  • Головоломки — развивают аналитическое мышление (Portal 1 и 2, World of Goo);
  • игрушки — позволяют получать удовольствие и в то же время запоминать некоторые моменты, правила и условия игры (Кот Том);
  • обучающие и развивающие — отлично подготовят детей к школе, улучшив память и мышление (Трое из Простоквашино. С дядей Федором идем в школу);
  • приключенческие квесты — требуют запоминать историю, которая лежит в основе разработки таких программ (Myst);
  • симуляторы — выполнение упражнений оттачивает технику (OpenTTD, Theme Hospital);
  • стратегии — во время постоянного выбора образуются новые синаптические связи в мозговых структурах (OGame, The Bitmap Brothers);
  • экшен — нужно уметь часто и активно нажимать на кнопки управления, так что это отличное развитие тактильной памяти (Doom).

Онлайн-игры:

  • «Путь ниндзя»

Для развития объёма и точности памяти. На игровом поле открываются несколько квадратов буквально на 2-3 секунды. Их расположение нужно запомнить и потом воспроизвести. С каждым уровнем увеличивается площадь игрового поля и количество открывающихся плиток.

  • «Нумизмат»

Для развития быстроты и точности памяти. На несколько секунд открывается монета, которую нужно успеть внимательно изучить и запомнить некоторые её детали. Затем перед вами появляется другая. Нужно найти между ними сходства и различия. С каждым новым уровнем мелких нюансов будет всё больше.

  • «Звездочёт»

Для развития объёма памяти. На короткое время открывается карта звёздного неба. Нужно запомнить количество, размер и расположение небесных тел, а затем воспроизвести их. С каждым новым уровнем созвездия будут усложняться.

  • «Звукварь»

Для развития слуховой памяти. Звучит звук. Это может быть нота, отрывок из музыкального произведения или песни, звукоподражающее слово. Затем прозвучит другой звук. Нужно понять, что между ними общего, а чем они различаются.

Если чувствуете, что в какой-то игре вы добились уже максимального успеха (например, в онлайн прошли все уровни) — переключайтесь на другую. Помните: для развития памяти важно постоянно нагружать мозг новыми задачами и работой.

Типы памяти

У кого-то хорошо развита фотографическая память, у кого-то — слуховая. Одни не могут запомнить то, что произошло несколько минут назад (кратковременная), другие — много лет назад (долговременная). Зная, какой тип требует тренировок, можно целенаправленно отобрать те игры, которые развивают именно его.

Слуховая

Отвечает за сохранение и активное использование в дальнейшем образов, которые мы слышим. Можно подобрать игры на развитие слуховой памяти:

  • онлайн-программа «Звукварь»;
  • командная / семейная игра «Мама положила в чемодан…»: каждый называет вещь, которую он взял бы с собой в путешествие, а следующий игрок повторяет то, что он сказал, и добавляет свой предмет — и так по кругу;
  • настольная игра «Головоноги», где каждому существу нужно придумать необычное имя и запомнить его.

В отдельную группу можно выделить игры, нацеленные на развитие слухоречевой памяти. Особенно это важно для учеников и студентов, которые много информации должны воспринимать на слух со слов учителя, лектора-преподавателя. Причём не просто усваивать, но и понимать, а затем суметь запомнить это и воспроизвести в нужный момент.

Здесь поможет конкурс «Пары слов». Ведущий произносит 6-10 пар слов, не связанных друг с другом (клетка — магазин, часы — весна, бусы — овчарка). Потом он говорит одно из этих слов, а игрок — второе. Взрослым можно посоветовать чаще играть в «Ассоциации», когда ведущий загадывает любое слово, а участники должны с помощью наводящих вопросов угадать его.

Зрительная / фотографическая

Ответственна за фиксирование и воспроизведение образов, которые мы видим. Есть специальные игры на её развитие.

  • «Фотоаппарат»

Маленькие детки должны как можно точнее запомнить картинку с изображением животного, школьники — сюжетную иллюстрацию, взрослые — картину известного живописца.

  • «День и ночь»

Нужно запомнить, что изображено на целой цепочке картинок (от 5 до 10 штук — в зависимости от возраста играющих). По команде ведущего «Ночь!» все закрывают глаза, карточки переворачиваются вниз изображением. По команде «День!» все открывают глаза. Ведущий показывает на картинку, называет участника, и тот должен вспомнить, что на ней было нарисовано.

  • «Художественный салон»

В одной комнате собирают различные интересные предметы (вазы, картины, статуэтки, скульптуры, подарочные издания книг). Вешают на них «ценники». Перед участниками ставят две задачи: купить в салоне как можно больше вещей и как можно дороже. Заводят их на 5-7 минут в комнату. Записывать им ничего нельзя. Они изучают предметы, выставленные на продажу. Их выводят из комнаты и начинают аукцион. Каждый участник называет предметы, которые он запомнил, и пытается описать их как можно точнее. Лот продаётся тому, кто сумел вспомнить больше деталей. Выигрывает участник, купивший самое большое количество вещей.

А также всевозможные дидактические игры, описанные выше: «Какой игрушки не хватает?», «Дай списать!» и т. д.

Практически все эти игры для развития зрительной кратковременной памяти, чтобы запоминать текст, картинку или цифры сразу, как только их увидели.

По теме: Эйдетическая память и как её развить

Тактильная

Нужна для сохранения образов, которые мы ощущаем с помощью осязания. Она должна быть хорошо развита у слепых и слабовидящих людей, а также в некоторых профессиях (у ювелиров, например). Важна в детском возрасте, так как через пальцы и тактильные ощущения у маленьких тренируются отделы головного мозга, отвечающие за речь. Поэтому в игры на развитие тактильной памяти можно играть в любом возрасте:

  • компьютерные игровые программы в жанре экшен;
  • игроку завязывают глаза, дают пощупать какой-нибудь предмет и предлагают нарисовать его;
  • участникам дают ощупать в мешке предметы, а затем назвать их;
  • ещё одна игра с мешочком: ведущий называет предмет, и игрок должен за ограниченное количество времени (например, 30 секунд) на ощупь отыскать его.

Самый яркий пример всем известной подвижной игры на развитие тактильной памяти — «Кошки-мышки».

Двигательная / моторная

Отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Важно при обучении плаванию, катанию на велосипеде, вождению транспортных средств и т. д. Чтобы она была хорошо сформирована, выбирайте игры на развитие двигательной памяти.

  • «Зеркало»

Ведущий показывает ряд движений, который участники должны в точности воспроизвести. Это могут быть па одного из танцевальных направлений, жестикуляции регулировщика на дороге, смешные позы или комплекс каких-то упражнений. Малышам в детском саду достаточно показать последовательность из 2-3 движений. Взрослые должны запоминать целые комбинации.

  • «Соседи»

Участники встают в круг. По центру ходит ведущий. Он резко останавливается напротив любого игрока и громко выкрикивает какое-нибудь действие: «Присесть!», «Поднять руки!», «Поднять правую ногу!», «Закрыть глаза!», «Поклониться!». Трудность в том, что участник, напротив которого встал ведущий, не должен шелохнуться, хотя будет казаться, что обращаются к нему, да и приказному тону сопротивляться сложно. А вот оба его соседа по правую и левую сторону должны выполнить действие. Проигрывает тот, кто не успеет сориентироваться.


Для развития двигательной памяти детям будет полезно купить настольную игру «Ритм и вызов», основанную на запоминании жестов.

По возрасту

У дошкольников

Игра является основным методом развития памяти для детей 4-5 лет. Во-первых, это ведущая деятельность в таком возрасте. Во-вторых, у дошкольников способность запоминать и воспроизводить информацию произвольная, т. е. они вбирают в себя только то, что им интересно. А игра всегда увлекает и захватывает.

Что можно использовать:

  • компьютерные и телефонные игрушки типа кота Тома;
  • игры с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами: картинки помогают ребёнку сформировать зрительные ассоциации и запомнить достаточно большой объём информации (Кто лучше сочинит сказку? Кто запомнит больше иллюстраций?);
  • «Повтори мои движения»;
  • «Нарисуй по памяти картинку»;
  • «Воспроизведи звуки, которые издают животные» — и всё это в соревновательном духе, кто сделает лучше.

Игры на развитие памяти для детей 5-6 лет должны быть уже несколько иного характера. К развлекательной составляющей добавляется важная и ответственная цель — подготовить ребёнка к школе:

  • компьютерная игровая программа «Трое из Простоквашино. С дядей Фёдором идём в школу / учим английский /учим математику» — всего 16 выпусков;
  • игры на развитие тактильной памяти: ощупать с завязанными глазами геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник) и назвать её;
  • запомнить слова и затем их не просто воспроизвести, а распределить по группам: сначала — животных, затем — птиц, после — людей и т. д.

Развитием памяти таким способом у дошкольников должны заниматься не только воспитатели в детском саду, но и родители дома.

У младших школьников

В начальной школе ребёнок сталкивается с тем, что на него сваливаются огромные объёмы информации, которые он должен уметь запоминать и воспроизводить в нужный момент. Обычно уже отчётливо видно, какой тип памяти у него более развит — слуховой или зрительный. Если какой-то из них требует отдельной тренировки, можно подобрать игры специально для его развития. Игровая деятельность в этом возрасте всё так же остаётся ведущей, только большинство занятий носят уже дидактический характер:

  • кто быстрее произнесёт скороговорку;
  • «Рисование со слов»;
  • «Исключи лишнее»;
  • «Найди 10 отличий»;
  • «Весёлый счёт».

У детей 10 лет начинает ослабевать интерес к слишком детским играм, поэтому задача учителей и родителей подбирать более серьёзные и сложные.

У подростков

У большинства подростков есть комплекс — они боятся выглядеть маленькими и хотят казаться взрослыми. Это создаёт для учителей и родителей определённые сложности, когда надо подобрать игры. Тем более, что в этом возрасте они просто необходимы, так как из-за гормонального сбоя и полового созревания познавательным процессам не хватает внимания и могут начаться проблемы в обучении.

Значит, надо подбирать такие игры, от которых подростки просто не смогут отказаться. Например, компьютерные, настольные или предполагающие весёлое общение со сверстниками:

  • «Разведчик»

Водящий запоминает позы игроков, выходит из комнаты или закрывает глаза, те незначительно меняют положение тела, рук, ног. Он должен угадать, что именно изменилось.

  • «Рассеянный»

Водящий кладёт в комнате мелкий предмет (карандаш, пуговицу) так, чтобы он был виден только при внимательном рассмотрении помещения. Выигрывает тот, кто первый его найдёт.

У студентов

Компьютерные игры для развития памяти подойдут и для студентов. Однако у них уже степень осознанности гораздо выше, и они могут находить для себя какие-то более сложные методики. Во время обучения в профессиональных и высших учебных заведениях просто необходимо постоянно тренировать мозг, иначе успешно сдавать такое количество экзаменов и зачётов каждые полгода будет трудно.

Если нужно что-то попроще и повеселее, подойдут варианты для подростков. Если требуется что-то более серьёзное, садитесь за развивающие онлайн-игры в стиле современной мнемотехники «Джордано».

У взрослых

Одни взрослые, услышав про игры для развития памяти, недоумевают: разве такая методика может быть серьёзной и эффективной? Ведь есть более продвинутые приёмы вроде мнемотехники. Другие, наоборот, радуются, так как появляется возможность отвлечься от скучных будней. Последним можно выбрать настольные или компьютерные.

Существуют и более сложные варианты, созданные специально для взрослых. Так что не думайте, что это будет легко. Найти их можно на отдельных ресурсах: Викиум, Битрейника, OllGames, Поколение Х. На некоторых из таких сайтов с помощью теста можно определить уровень своих способностей, и игровая программа-тренажёр подбирается автоматически.

По теме: Развитие памяти у взрослых

Независимо от того, какого вы возраста, обязательно играйте в игры для развития памяти. Это не только увлекательный и захватывающий процесс, но ещё и весьма эффективная методика, тренирующая мозг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий