Музыкальная терапия: как работает и где используется

Музыка — это лекарство, которое помогает преодолеть
депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи.
А потом — дарит желание жить дальше.
В. О. Ключевский

Некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей не могут воспользоваться инструментами популярной сегодня арт-терапии. У одних нет склонности к рисованию, другие не любят танцевать или читать, третьи не переносят на ощупь глину или песок.

Но музыкотерапии это не касается. Она активно применяется не только в психиатрии и даже официальной медицине, но и большинством из нас в быту, причём многие об этом даже не догадываются. Включая любимые мелодии во время уборки по дому или торжественного события, по дороге в школу или на работу, когда плохо или радостно на душе, мы улучшаем своё психическое и физическое состояние.

Определение

Музыкотерапия — это одно из направлений арт-терапии, использующее музыку как лечебное средство. Она активно применяется:

  • в психологии — как способ воздействия на структурные компоненты человеческой психики (в частности, на память и мышление);
  • в психотерапии — как вспомогательный инструмент в лечении и реабилитации при психических расстройствах и заболеваниях;
  • в медицине — как дополнительное средство в общей терапии некоторых соматических заболеваний: при гипертонии, туберкулёзе, тахикардии и др.

Исходя из такой многофункциональности, специалисты в этой сфере по-разному определяют, что такое музыкотерапия. Для одних это самостоятельное направление психотерапии со своими методами и техниками работы с пациентами. Для других — всего лишь вспомогательный инструмент для более серьёзных и научно обоснованных практик. В связи с этим в источниках можно встретить сразу несколько определений данного понятия:

  • целенаправленное использование мелодий в лечении соматических и психических болезней;
  • системное использование музыки для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности;
  • средство для оптимизации творческих сил, поднятия настроения, восстановления душевного равновесия;
  • одна из методик в работе с детьми в педагогике.

Несмотря на такое разногласие, всё большее количество специалистов склоняются к тому, что музыкотерапия — универсальная воспитательная система, самостоятельное направление в психологии и психотерапии, тесно связанное с нейрофизиологией, рефлексологией, музыковедением.

Основная цель, которую преследует терапия музыкой, — улучшение физического и психического состояния, оптимизация личностного развития в сложных условиях современной жизни.

Чем отличается музыкотерапия от музыкальной психологии? Первая имеет практическое применение и используется в качестве лечебного средства от различного рода заболеваний. Вторая занимается преимущественно теорией, изучая:

  • психологические аспекты музыкального языка;
  • психологическое восприятие музыки;
  • её воздействие на психику.

На самом деле эти два понятия тесно связаны между собой. Музыкотерапия часто основывается на тех изысканиях, которые принадлежат музыкальной психологии.

Это интересно. Научно доказано, что растения растут быстрее под классику — Баха, Моцарта, Бетховена.

Из истории

V в. до н. э. Древнегреческий философ и математик Пифагор был первым, кто заметил исцеляющую силу ритмов и песен. Он писал о том, что они лечат человеческие нравы, успокаивают страсти, восстанавливают гармонию душевных сил.

XII в. Армянский врачеватель М. Гераци уже более профессионально описал влияние музыки на настроение и состояние человека и предложил использовать её для облегчения страданий душевнобольных.

XIX в. Французский психиатр Ж.-Э. Д. Эскироль — первый практик-музыкотерапевт. Именно он не только предложил, но и сам начал включать музыку в клиниках для душевнобольных как часть общей терапии.

1918 г. Студентам Колумбийского университета стали преподавать курс «Музыкотерапии». Были разработаны академические программы для обучения специалистов в данной области.

1930-е гг. В Германии стали использовать музыку как вспомогательное средство в терапии язвы желудка, в Швейцарии — туберкулёза, в Австрии — как обезболивающее при родах, хирургических операциях, в стоматологии.

1975 г. В Англии открыли первый Центр музыкотерапии.

XXI в. Появление популярных музыко-психотерапевтических центров в Европе: Австрийское общество по использованию музыкальной терапии, Швейцарский форум музыкотерапии, Немецкое активное сообщество музыкотерапевтов.

2010 г. Профессор Клюев утвердил статус музыкотерапии как терапевтический и воспитательно-педагогический метод.

Исторический факт. Панамский военный и государственный деятель генерал Норьега не мог выносить звуков тяжёлого рока. Враги использовали это против него. В 1989 году ему пришлось скрываться в посольстве Ватикана от вооружённых сил США. Его заставили сдаться, включив на полную мощность перед зданием, где он укрылся, песни группы AC/DC. Он стойко продержался двое суток, но потом был вынужден сдаться.

Исследования

Несмотря на то, что музыкальная терапия используется настолько широко, эффективность её воздействия на психику и физическое здоровье человека постоянно подвергается критике. Кому-то она, действительно, помогает, а для кого-то остаётся не более чем развлекательным моментом. В связи с этим, начиная с XIX века, постоянно проводятся всевозможные исследования для научного обоснования её эффективности.

1899 г. Американский невролог Джеймс Леонард Корнинг стал первым, кто проводил исследования, как музыка влияет на людей, страдающих эпилепсией и депрессией.

Начало XX вв. Бехтерев, Догель, Тарханов публикуют результаты исследований, подтверждающие положительное воздействие музыкальных ритмов на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма.

1913 г. Русский психиатр, невропатолог и физиолог Бехтерев организовал в России «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

Вибрации, возникающие при звукоизвлечении из различных инструментов, способны воздействовать на внутренние органы человека (согласно методике доктора медицинских наук, профессора Рушеля Блаво)

XXI в. Проведение исследований в разных направлениях:

  • как на человека влияют мелодии, издаваемые разными музыкальными инструментами;
  • как на людей влияют музыкальные шедевры отдельных авторов, стилей и направлений;
  • как организм реагирует на фольклорные, классические, современные мелодии и ритмы;
  • как музыка влияет на внутриутробное развитие плода.

В результате проводимых исследований были получены научные доказательства о её положительном воздействии на живые организмы, а также психическое и физическое здоровье человека.

Это любопытно! Если на протяжении дня коровам включать спокойную, расслабляющую музыку, вечером они дают больший удой по сравнению с теми днями, когда паслись в тишине.

Как работает музыкотерапия

В ходе исследований о влиянии музыки на человека было выяснено много интересных фактов. Она представляет собой волны определённых частот, которые в комбинации создают мелодии, оказывающие на живые организмы положительное воздействие. Она встроена в физическую систему окружающего мира, работая по законам физики и математики и упорядочивая молекулы и атомы.

В плане физиологии

  • Активизирует функции жизненно важных систем организма;
  • влияет на ту часть головного мозга, в которой вырабатывается серотонин;
  • замедляет сердцебиение (музыкальные такты синхронизируются с сердечным ритмом, нормализуя его);
  • снижает давление (особенно Кантата №21 Баха);
  • улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  • приводит к положительным гормональным изменениям;
  • помогает от бессонницы (Лунная соната Бетховена);
  • снижает количество и интенсивность приступов эпилепсии (эффект Моцарта);
  • обезболивает (Соната для фортепиано №11 ля мажор Моцарта избавляет от мигрени);
  • расслабляет мускулы во время тренировок, способствует поддержанию хорошей физической формы, улучшает показатели силы и выносливости.

На основании данных фактов музыкотерапия на сегодняшний день активно применяется во многих отраслях медицины — кардиологии, перинатологии, хирургии, неврологии, стоматологии.

В плане психотерапии

  • Снижает количество и интенсивность панических атак (вальсы Штрауса и Рубинштейна);
  • помогает справиться с депрессией;
  • уменьшает выраженность клинической симптоматики расстройств личности и поведения;
  • успокаивающе и умиротворяюще действует на психически неуравновешенных и душевно больных.

В плане психологии

  • Оказывает стимулирующее действие на эмоции, повышает настроение;
  • избавляет от навязчивых мыслей;
  • заставляет забыть плохое, настраивает на позитивный лад;
  • пригодится для успокоения нервов на ночь после тяжёлого трудового дня;
  • улучшает когнитивные способности: мышление, память;
  • способствует росту уровня социализации;
  • повышает работоспособность, действует как мотиватор, избавляя от апатии и усталости.

Музыкотерапия активно применяется в детских садах и школах как метод психологической коррекции личностных акцентуаций детей, являясь частью педагогического процесса.

Одно время была распространена информация о том, что лечебными свойствами обладает исключительно классика. Однако сейчас специалисты всё чаще говорят о том, что исцеляющая музыка — та, что нравится человеку, отвечает его эстетическим запросам. Это доказывают проводившиеся эксперименты: заядлым металлистам и рокерам включали сначала Симфонию № 5 Бетховена, а спустя какое-то время — произведения тех направлений, которым они преданны. В первом случае положительное воздействие наблюдалось, но незначительное по сравнению с тем, что было диагностировано во втором случае.

Причём если включить Iron Maiden (тяжёлый металл) обычному человеку, у него может подняться давление и начаться тахикардия, а иногда и приступ астмы. Для тех же, кто увлекается творчеством данной группы, это своеобразная релаксация, когда нормализуется и физическое, и психическое состояние.

Основы

Методы

Музыкотерапия использует не только специфические методы лечебно-воспитательного воздействия, но и заимствованные из других психотерапевтических направлений. В ней нашли отражение техники из:

  • психоанализа;
  • танцевально-двигательной терапии;
  • гештальт-терапии;
  • дыхательных гимнастик;
  • групповых тренингов;
  • йоги;
  • аутогенных занятий;
  • импровизаций.

К специфическим методам относятся следующие формы музыкотерапии:

  • активная — личное участие пациента в создании музыки, исполнении произведений (например, вокалотерапия — пение);
  • пассивная (рецептивная) — стороннее восприятие музыкальных произведений для нормализации эмоционального состояния, релакса;
  • интегративная — переплетение с другими видами искусства: ИЗО, танцы, театр пантомимы, постановка спектаклей, ораторские выступления под музыку;
  • активационная — стимулирующая на совершение какого-то действия (что-то вроде аутотренинга).

Музыкально-терапевтические методы для лечения подбираются индивидуально. Если в медицине используется преимущественно рецептивная форма, то в психотерапии и психологии — активная и интегративная музыкотерапия.

Направления

Известны следующие школы музыкотерапии:

  • Шведская (Понтвик) — понятие психорезонанса, в основе которого лежит способность музыки проникать в глубины человеческого сознания;
  • Американская — разработка каталогов музыкальных шедевров разных направлений в зависимости от их терапевтического эффекта;
  • Немецкая (Швабе, Кениг, Келер) — комплексное применение лечебного воздействия разных видов искусств;
  • Швейцарская — вокало- и флейтотерапия;
  • Русская (Бехтерев, Сеченов, Тарханов, Петрушин) — музыкально-рациональная психотерапия для лечения человека в плане физиологии, психики и когнитивных способностей.

На сегодняшний день вышеперечисленные школы единогласно признают необходимость использовать интегративную форму музыкотерапии как наиболее эффективную.

Об инструментах. Струнные инструменты используют для лечения сердечно-сосудистой системы, духовые — для лёгких, ударные — для печени, фортепиано — для щитовидной железы, орган — для позвоночника.

Применение на практике

Для детей

Музыкотерапия активно используется в коррекционной работе с детьми всех возрастов. Мелодии и ритмы оказывают на организм ребёнка мощное влияние, способствуют развитию органов и формированию адекватного восприятия окружающего мира, расширяют потенциальные личностные возможности.

Перинатология

Будущая мама может использовать музыкотерапию для развития своего ещё не рождённого ребёнка, прослушивая во время его вынашивания определённые мелодии. Это не только успокаивающе действует на плод, но и синхронизирует биение двух сердец. Существенно снижается риск нежелательных последствий беременности или родов. Среди показаний — кислородное голодание.

Для дошкольников

Воспитатели активно применяют музыкотерапию в детском саду, чтобы дети в результате занятий:

  • быстрее научились говорить;
  • правильно произносили звуки;
  • владели интонационной передачей смыслов;
  • адаптировались в окружающем мире;
  • улучшили свою память, логическое и пространственное мышление, интеллектуальные способности;
  • ярче проявляли творческие способности;
  • развили эстетический вкус.

Используемые методы и упражнения для детей дошкольного возраста:

  • слияние с ритмом;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • психосоматическая релаксация;
  • вокал;
  • игра на различных инструментах;
  • музыкальное рисование;
  • театр пантомимы и драмтеатр;
  • музыкальная сказкотерапия;
  • куклотерапия;
  • дыхательные гимнастики.

Активное использование музыкотерапии в детском саду помогает снять нервно-психическое напряжение, способствует социальной адаптации ребёнка и формированию целостной и гармоничной личности.

Для школьников

Музыкотерапию можно использовать в школе для снятия психологического напряжения и коррекции девиантного поведения у подростков. Для этого нужно отводить специальные уроки в расписании — программы уже разработаны и сейчас внедряются как пилотные проекты в некоторые учебные заведения. Дети снимают стресс на таких занятиях, успокаиваются, настраиваются на рабочий лад. Активизируется мозговая деятельность — улучшается успеваемость.

В ряде школ на переменах по радиоузлу на всё здание включают специально подобранные музыкальные произведения, положительно влияющие на детскую психику.

Обычные школьные психологи тоже могут использовать различные методики музыкотерапии на своих занятиях.

Что касается родителей, то они могут помочь своему ребёнку-школьнику: приобщать его к музыкальной культуре, обсуждать то, что ему нравится, включать перед сном расслабляющие мелодии, вместе ходить на концерты.

В музыкальных школах сеть специальные занятия для развития самостоятельности музыкальной деятельности ребёнка, чтобы он играл на инструменте (пел) не из-под палки, а по собственной инициативе.

При различных диагнозах

Музыкотерапия используется в детской психиатрии:

  • для снятия тревожностей и страхов;
  • как седативное и снотворное средство;
  • как природный метод коррекции личностных и эмоциональных расстройств;
  • для коррекции неврологических нарушений, так как правильно подобранные мелодии повышают активность нервных путей.

Многие психотерапевты рекомендуют данное направление родителям для детей с аутизмом. Оно позволяет добиться больших успехов в лечении. На сеансах создаются условия для эмоционального диалога, когда остальные способы уже исчерпали себя.

Полезной оказывается музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Она способствует их социальной адаптации, заставляет поверить в себя, успокаивающе действует на нервную систему, активизирует работу мозговых структур, развивает воображение. Им предлагаются простейшие упражнения:

  • «Океан»: дети представляют себя океаном под соответствующую музыку и выполняют движения, имитирующие волны;
  • направленные фантазии Оклендера;
  • «Пещера»;
  • «Я весь состою из звуков…»;
  • «Составь портрет из ритмов».

Подобные занятия должен проводить профессиональный музыкотерапевт.

Для взрослых

При наличии фобий, панических атак, затяжных депрессий к музыкотерапии следует обращаться лишь через специалиста. Самостоятельно же можно использовать её, например, для релакса после тяжёлого трудового дня. Этому поспособствуют скрипка и саксофон, а также фортепиано под звуки дождя.

Если есть проблемы с засыпанием, для хорошего сна специалисты рекомендуют слушать произведения Сибелиуса, Грига и Чайковского. Но даже они не могут сравниться с самыми обычными… колыбельными, которые спасают от бессонницы не только непослушных детей, но и взрослых.

Для пожилых людей

Музыкотерапия способна помочь и пожилым людям в реабилитации после сердечных приступов и для восстановления памяти при её возрастных нарушениях. В частности, используется музыкально-интонационная терапия (МИТ), способная изменять участки головного мозга, поражённые в результате инсульта. Во многих домах престарелых данная методика применяется для:

  • улучшения психофизического состояния пожилых пациентов;
  • лечения депрессий;
  • снятия напряжения;
  • предотвращения самоизоляции;
  • восстановления сил;
  • формирования активной жизненной позиции.

Музыкотерапия из всех направлений арт-терапии одно из самых древних и наиболее изученных. Если учесть, что исследования о воздействии мелодий на человека продолжаются, возможно, нас ждёт ещё немало открытий. А это значит, что появятся новые методики и техники, позволяющие справиться и с жизненными трудностями, и с тяжёлыми заболеваниями.

Читайте также: Логотерапия Виктора Франкла

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий