Как подготовиться к собеседованию? Выучить имена диснеевских принцесс и не только

«Кто сильнее — Бэтмен или Человек-паук?», «У вас есть любимый хит родом из 90-х?», «Как вы опишете слепому жёлтый цвет?» — странные и, скорее, несерьёзные вопросы, не правда ли? Однако именно их задают при приёме на работу в крупнейшие организации. Например, первый — в Стэнфордском университете, второй — в Squarespace (известнейший в США блог-хостинг), третий — в Spirit Airlines (авиакомпания). А ещё могут спросить, что вы ели сегодня на завтрак, кто ваша любимая диснеевская принцесса и что бы вы стали делать в самолёте, доверху наполненном конфетами.

Чтобы с достоинством ответить на все эти поистине дикие и мутные вопросы, нужно знать, как подготовиться к собеседованию морально и интеллектуально. Не пренебрегайте рекомендациями психологов. Они утверждают, что процесс устройства на работу запускается задолго до того, как вы перешагнёте кабинет HR-менеджера приглянувшейся компании.

Общие моменты

Чтобы получить работу мечты, нужно качественно подготовиться к собеседованию, не упустив из вида ни малейшей детали. Чем тщательнее вы отыграете возможные проблемные и штатные ситуации ещё дома, в спокойной обстановке, тем выше будет ваш шанс добиться успеха.

Моральный настрой

В первую очередь нужно настроить себя морально. В 50% случаев соискатель не проходит конкурсный отбор вовсе не из-за того, что профессионально компетентен. Нервозность, неумение справиться с собственными эмоциями, неуверенность в себе (или, наоборот, чрезмерная самонадеянность) — основные причины неудач. Поэтому предварительно стоит над собой поработать.

Уверенность в себе

Люди, занимающиеся подбором кадров, прекрасно видят, уверен человек в своей профессиональной компетентности или нет. Это заметно по позе, которую он непроизвольно принимает; по ответам на вопросы, по интонации голоса, мимике, глазам, движениям. Если он сомневается в своих способностях, почему они должны в него поверить?

Поэтому обязательно нужно поработать над уверенностью в себе. Перечитайте свои рекомендации с предыдущих служебных мест, просмотрите грамоты и награды, вспомните самые удачные профессиональные моменты из прошлого. Если опыта ещё нет — значит, надо гордиться своим дипломом, отлично пройденной практикой, блестящим дипломным проектом.

Спокойствие

Собеседование — это всегда стресс даже для самой сильной личности. Поэтому к нему нужно основательно подготовиться. Во-первых, начать вести здоровый образ жизни, чтобы нормализовать работу нервной системы. Высыпаться, полноценно питаться, заниматься спортом и дышать свежим воздухом — реализуйте хотя бы эти принципы. Во-вторых, если вы обычно сильно нервничаете и переживаете по каждому поводу, за 3-4 недели до ответственного мероприятия желательно пропить курс лёгких седативных (антидепрессантных) препаратов на растительной основе. Но за 2 дня до собеседования приём лекарств рекомендуется прекратить.

Выработать уверенность в себе и стать спокойнее помогут аутогенные тренировки с ежедневным проговариванием аффирмаций. Обязательно освойте эту технику работы над собой.

За сколько можно морально подготовиться к собеседованию? Здесь всё зависит от психики и нервной системы человека. Сильной личности достаточно будет пару дней, тогда как некоторым и трёх недель окажется мало.

Внешность

Некоторые надевают на встречу с работодателем одежду, максимально приближенную к дресс-коду компании, место в которой они мечтают получить. Не стоит совершать их ошибки. Это дурной тон, плагиат и может зарекомендовать вас как чрезмерно самоуверенного человека, который считает, что эта должность — уже в его кармане.

Цвет и логотип компании

Если уж очень хочется выделиться и выразить своё восхищение, креативно добавьте в ваш образ какой-то один элемент, так или иначе относящийся к данной фирме. Например, галстук, сумочку или носовой платок можно подобрать в той цветовой гамме, которая является брендом в компании. Устраиваетесь в Virgin Group — нужен ярко-красный, Tiffany & Co — бирюзовый, EasyGroup — оранжевый, Veuve Clicquot — жёлтый, Starbucks — зелёный. Заранее обдумайте этот момент.

Стиль

Конечно, деловой стиль в одежде для собеседования беспроигрышный. Чистый, отутюженный, ухоженный костюм всегда будет плюсом. Однако не стоит перебарщивать и доводить его до перфекционистской строгости. Мужчинам галстук совсем не обязателен (если только вы не устраиваетесь на руководящую должность). Верхнюю пуговку вообще лучше расстегнуть. Женщинам тоже нет необходимости идти на шпильках длиной в 25 см — отдайте предпочтение удобным туфелькам на невысоком каблучке. Никакого smoky eyes — макияж должен быть естественным и неброским.

Исключение составляют люди творческих профессий, которые через одежду могут показать своё мироощущение. Это художники, музыканты, дизайнеры.

Заранее продумайте одежду, в которой пойдёте на собеседование, до мелочей, потому что каждая из них может сыграть в вашу пользу. Самое главное правило, которым следует руководствоваться в этом вопросе, — вам должно быть в ней комфортно и удобно.

Информационная подкованность

Чтобы подготовиться к собеседованию, нужно по максимуму всё узнать о компании, в которую устраиваетесь. Не стоит «идти туда, не знаю куда».

  1. Просёрфите Интернет. Просмотрите официальный сайт фирмы (кстати, там может содержаться полезная информация для соискателей). Изучите отзывы.
  2. Хорошо, если кто-то из знакомых работает в компании и получится с ним пообщаться.
  3. Поищите информацию о тех, кто будет проводить собеседование: работодателе, HR-менеджере. Иногда бывает важна каждая мелочь.

Идеально, если среди ваших знакомых есть те, кто уже проходил собеседование. Они помогут вам подготовиться к нему на все 100%. Если, конечно, вы идёте на такую же должность.

И другие рекомендации

Репетиция

В психологии есть метод работы со стрессовыми ситуациями: их регулярное проигрывание до тех пор, пока они не перестанут вызывать негативных эмоций. Идеальная техника, чтобы подготовиться к предстоящему испытанию. Единственное условие — воспринимать всё максимально всерьёз. Набросайте примерные вопросы, найдите партнёра и воссоздайте ту обстановку, в которой вам придётся оказаться в скором времени. Делайте это ежедневно — до тех пор, пока не научитесь справляться со стрессом.

Подготовьте пути отступления

Многие не проходят собеседование, потому что их сковывает боязнь провала. Страшно потерпеть фиаско, не получить заветную должность, начинать поиски работы с нуля. Чтобы избавиться от такой паники, нужно просто подготовиться к возможной неудаче и наметить пути отступления. У вас есть запасной план, куда идти, если попытка обернётся крушением всех надежд? Если нет, самое время заняться его составлением. При наличии достойной альтернативы вы будете чувствовать себя гораздо увереннее.

Среди всех этих рекомендаций о том, как подготовиться к собеседованию при приёме на работу, самым важным пунктом является моральный настрой. Нужно быть уверенным в своих силах, взять себя в руки и перестать нервничать. Если этого не будет — из-за сильного волнения и неконтролируемых эмоций вся нужная информация вылетит из головы и будут допущены фатальные ошибки. Так что начинайте готовиться прямо сейчас.

Частные случаи

Собеседования бывают разными — традиционные и проективные, письменные и устные, посредством обычного разговора и по видеосвязи, индивидуальные и групповые. И о нюансам каждого отдельного стресс-интервью стоит осведомится заранее.

Кто проводит

Есть большая разница, кто именно будет с вами разговаривать при приёме на работу. Это могут быть HR-менеджеры (так называемые эйчары), хендхантеры, кадровики. Все они — персонал, в данном случае представляющие интересы руководства. Но обстоятельства могут сложиться и таким образом, что придётся разговаривать с непосредственным будущим начальником. Это совершенно разные ситуации со своими нюансами.

Если вам предстоит собеседование с HR-менеджером или любым другим кадровым работником, запомните одну вещь: они всегда действуют по инструкции. Поэтому всё, что вам нужно, чтобы подготовиться, — заполучить предпочтительные ответы на их вопросы. Чем точнее они будут, тем больше шансов. Поработайте над приветливой и доброжелательной улыбкой, спокойным и уверенным голосом. Персонал, занимающийся приёмом людей на работу, может совершенно не разбираться в нюансах вашей профессии, поэтому на первый план выходит личное обаяние и симпатия.

Гораздо серьёзнее должна быть подготовка к собеседованию с работодателем — непосредственным начальником. Здесь нельзя упускать ни единой мелочи. Внешний вид, манера держаться, тактичность и вежливость, профессиональная компетентность, дистанционное общение (умение сохранять расстояние) — здесь важно всё. Так что заранее просчитайте всё. Если известна личность, найдите о нём хоть какую-то информацию. Может, он не понимает шутки или ярый гринписовец, сильно заикается или недавно потерял жену. Чем больше фактов о нём известно, тем больше шансов не нарваться на мину при интервьюировании и не получить от ворот поворот.

Пример из практики. Собеседование шло отлично. Работодатель был доволен соискателем и уже готов был принять его на работу. Однако после практически ничего не значащего, формального вопроса «Какой породы собака у вас?» и последовавшего ответа «Ротвейлер» был дан отказ. Причина — личная трагедия начальника, у которого месяц назад сорвавшийся с поводка ротвейлер покалечил ребёнка. К работе отношения не имеет, но подействовал психологический барьер. Так что о таких вещах лучше знать заранее.

На какой пост

Если вы претендуете на руководящую должность, подготовиться придётся тщательнее, чем если устраиваетесь простым подчинённым:

  1. Во внешности уже должна быть некоторая строгость, и галстук будет вполне уместен.
  2. Пока есть время, пройдите курсы какого-нибудь тренинга по управлению персоналом, чтобы на руках был свежий сертификат.
  3. Получите максимум информации о своей должности. Если в описании вакансии упомянуты какие-то конкретные качества, поработайте над ними.
  4. Управленец обязательно должен быть стрессоустойчивым и креативным — пока есть время, тренируйте эти качества.

Накануне решающей встречи просмотрите новости — мировые, экономические и касающиеся той сферы, в которой вы планируете занять руководящий пост. Многие проваливают собеседование только потому, что бывают не в курсе того, что происходит вокруг них.

В какой форме

Что нужно, чтобы подготовиться к устному собеседованию:

  • изучить язык тела и научиться принимать выгодные позы;
  • заняться риторикой, чтобы язык не заплетался;
  • запомнить некоторые шаблонные ответы на ожидаемые вопросы, но не заучивать наизусть, чтобы интервьюер уловил нотки непринуждённости;
  • освоить несколько упражнений из дыхательной гимнастики — они помогут справиться с волнением и «поставить» дыхание.

Но самая главная рекомендация — в утро собеседования настроить себя в позитивном ключе.

Что нужно, чтобы подготовиться к собеседованию по видеосвязи:

  • научиться держаться перед камерой, не смущаясь;
  • освоить инструмент видеосвязи (например, Skype, Jitsi), чтобы знать, на какие кнопки нажимать во время интервью, а не теряться, когда вас попросят сделать погромче звук;
  • ежедневно совершать видеозвонки друзьям, чтобы отточить навык владения сервисом;
  • перед собеседованием перепроверьте ещё раз все настройки, чтобы качество звука и изображения были на высшем уровне.

В остальном подготовка к видеособеседованию включает в себя все вышеозначенные моменты: держаться уверенно и спокойно и не бояться.

Если собеседование будет проводиться на английском языке, к нему следует тщательно подготовиться:

  1. Постараться регулярно общаться с носителем языка.
  2. Ещё раз повторить грамматику.
  3. Слушать аудиотексты, песни и смотреть фильмы на английском.
  4. Взять несколько уроков-консультаций у репетитора.
  5. Поработать над пробелами в знании языка.

Все эти действия помогут чувствовать себя более уверенно и благополучно получить заветное место.

Интервью

Собеседование на прием на работу

Чаще всего соискатели волнуются, к каким вопросам подготовиться, чтобы успешно пройти собеседование. Здесь придётся проглотить горькую пилюлю: в каждой компании лист интервью разный. Одни будут интересоваться исключительно вашими биографическими данными, другие заставят проходить тест на IQ, третьи — проверять уровень стрессоустойчивости. Так что здесь можно дать лишь общие советы. И помните: чем авторитетнее компания — тем заковыристее вопросы вас ждут.

Шаблонные вопросы

О биографии, опыте работы, прежних должностях, мировоззрении, семейном положении и вредных привычках. Когда будете готовиться, кратко обозначьте себе основные вехи своего жизненного пути. Это не позволит сболтнуть лишнего. Например, в ответ на вопрос «Сколько у вас детей?» не нужно рассказывать о том, как долго вы планировали своего сына и что в итоге пришлось воспользоваться ЭКО. Это частная жизнь, которая не должна касаться вашей работы.

Стресс-интервью

Вы должны подготовиться к странным, необычным, эпатажным, провокационным вопросам, цель которых — выявить вашу креативность и определить уровень стрессоустойчивости. Настройте себя на то, что не нужно им удивляться. Следует отвечать по возможности быстро, с долей юмора, но самое главное — помнить о профиле фирмы, куда вы поступаете. Каждый ваш ответ просто обязан работать на новую должность. Какая из диснеевских принцесс — ваша самая любимая? Если вы устраиваетесь в клининговую компанию, идеальным ответом будет Золушка. Для сферы науки — любознательная Белль. Для индустрии красоты — сногсшибательная Рапунцель и т. д. Будьте изобретательными и не попадайтесь в расставленные ловушки.

В Интернете заранее можно найти готовые вопросы и ответы для соискательства в учреждениях разных профилей. Стоит их посетить, чтобы чувствовать себе увереннее.

Теперь вы знаете, как правильно подготовиться к любому собеседованию. Главное — начать это делать заранее, а не судорожно вводить запросы в поисковую систему, стоя уже на пороге кабинета HR-менеджера или самого работодателя. Помните, что сказал Авраам Линкольн: «Из восьми часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть на то, чтобы наточить топор».

Читайте также: Как вести себя на собеседовании

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По нервам
Добавить комментарий